Начала экономики Сибириада Кладезь премудростей

Отчет о поездке в США

В апреля-мае 2004 года директор "Экономической школы" г. Бердска Новосибирской области Ермакова Ирина Владимировна вместе с преподавателем экономики из г. Димитрова Московской обл. Сергеевой Натальей, принимала участие в учебном туре по международной программе обмена Национального Совета по Экономическому Образованию США (НСЭО). Национальный Совет по Экономическому образованию - это некоммерческая организация, деятельность которой посвящена распространению экономической грамотности. Основным проводником экономических знаний в своих странах, по мнению сотрудников этой организации, являются учителя. Поэтому основные усилия НСЭО направляет на подготовку грамотных педагогов, которые смогут впоследствии передавать полученные знания, как ученикам, так и коллегам. Основная цель программы обмена - предоставить зарубежным преподавателям экономики возможность ознакомиться с системой распространения экономического образования в США и американским обществом в целом для того, чтобы они смогли улучшить навыки планирования и распространения экономического образования в своих странах.

Во время данного тура участники знакомились с деятельностью местной сети советов и центров Национального Совета по Экономическому Образованию штата Иллинойс. Также им была дана возможность подробнее узнать, как влияет экономика на американское общество. В учебный тур были включены посещения школ, занятий по подготовке учителей и встречи с официальными лицами, работающими в сфере образования, бизнесменами. Немаловажно и то, что учебный тур также предусматривал обзор американской культуры. А по окончании тура участники и ведущие программы в США были приглашены в Вашингтон, Округ Колумбия (ОК), для встречи с представителями Департамента Образования и работниками Конгресса.

Основными задачами, которые должны были выполнить участники учебного тура, являлись:

  • налаживание контактов с американскими коллегами, работающими в области экономического образования;
  • углубление знаний в экономическом образовании;
  • знакомство с происходящими в США реформами в области экономического образования;
  • знакомство с тем, как частный сектор участвует в деятельности, направленной на экономическое образование;
  • знакомство с экономическими, политическими и социальными условиями в современном американском обществе, для улучшения работы по экономической подготовке учителей и в преподавании экономики в своих странах;

Удалось ли выполнить эти задачи и достигнуть поставленных целей, как прошла поездка, какие впечатления получила одна из участниц учебного тура Ермакова И.В., вы сможете понять, прочитав ее

Впечатления о поездке в США

21 апреля. День первый.

Мое желание поехать в Америку сильно подтачивал ужас перед 29-часовым перелетом на трех самолетах, тяжелыми чемоданами и сложностью общения из-за отсутствия достаточных знаний английского языка. Кроме того, страшила погода. Сначала сообщение о 27 градусов жары, потом - о резком похолодании до +2 С и сильном ветре. Чикаго называют "windy city" - городом ветров, потому что он расположен прямо на берегу большого и красивого озера Мичиган и климат там очень сложный. Правда, когда мы приехали туда, то выяснилось, что есть еще одна версия этого названия: "городом ветров" его назвали потому, что во время выборов его политики очень часто меняют свои мнения. Может быть, но погода там действительно очень неустойчивая, ветреная и дождливая.

Но, несмотря на все страхи, дорога не оказалась очень тяжелой. Спасли детектив и интересный разговор в самолете с молодым американцем. Он работает программистом и уже 11 лет общается с воспитателем детского сада Галиной из Москвы. Хочет на ней жениться, но для этого ему нужно обязательно иметь в Америке свое собственное жилье.

Вашингтон встретил хорошей погодой и элегантным драйвером шикарного черного такси. Доехали до отеля "Jurys" и сразу спать. Первый раз проснулась в час ночи, второй - в три часа от воя то ли полицейской, то ли еще какой сирены и последний - в 6 утра. Настроение бодрое и, что удивительно, никаких проблем с одиннадцатичасовой адаптацией. Настроение соответствовало погоде яркого солнечного вашингтонского утра. Но это уже рассказ о дне втором.

22 апреля. День второй.

Итак, погода яркая, теплая. На улице очень красиво - все цветет. Из окна нашего отеля видно как люди сидят на улице за столиками кафе, пьют кофе, читают газеты, работают за ноутбуками, разговаривают. А ведь еще нет семи часов утра. Во сколько же начитают работать кафе, которые называется "Starbuks"? Утро в Вашингтоне начинается рано! Основная проблема, подстерегающая иностранцев в Америке - не умение ею пользоваться.

В первый день Наталья Сергеева не смогла сразу разобраться, как включается душ. Утром второго дня я долго экспериментировала с кофеваркой, потом так и не смогла собрать назад гладильную доску в гостинице. А вечером хотела убавить прохладный воздух в кондиционере и проснулась в час ночи оттого, что комната превратилась в баню. Поток горячего воздуха нагрел ее до состояния сауны.

Позавтракав, мы вышли из отеля и встретили нашего переводчика Николая. Он сразу же вычислил нас как русских леди. Интересно, по каким параметрам? Неужели мы так сильно отличаемся от американок внешним видом?

День прошел легко и интересно. Американка Лора, которая провела первую встречу с нами, работала на все 100%. Николай отметил высокий уровень грамотности ее языка, да и сам он переводил хорошо. Материал о системе образования в США был очень интересный, хорошо структурированный, со слайдами, графиками, цифрами. Нам дополнительно дали перевод на русский язык всех изложенных фактов. Я вдохновилась перспективами программы посещения - похоже, будет много полезного для работы.

Следует отметить не только доклад Лоры, но и отменную заботу и предусмотрительность хозяев. Первым делом нам предложили позвонить домой, и сообщить о том, как мы доехали, предоставив для этого не только телефон, но и оплаченную телефонную карточку на 60 минут. Ею можно будет потом пользоваться и в Чикаго. Пообедали в кафе быстрого питания мексиканской кухни.

Конец дня мы провели, побродив по улицам Вашингтона. На ужин нас Лора привела в уютный ресторан. Вечером мы решили делать записи после каждого дня пребывания, совершенно обоснованно решив, что впечатлений будет много и если не записать сразу, потом это сделать будет нелегко. Жизнь впоследствии подтвердила правоту наших опасений. Впечатлений было очень много! Но и сил для записывания в конце дня не оставалось.

23 апреля. День третий.

В 9 часов утра поехали на экскурсию по Вашингтону. Нам купили экскурсию на "Old town trolley tour". Можно выходить на любой из 17 остановок экскурсионного автобуса, гулять сколько вздумается и где вздумается, опять возвращаться в любой другой такой же автобус и так до 5 часов вечера. Очень интересно. Вашингтон красивый город. По моему мнению, какой-то не американский. Нет небоскребов, нет толп спешащих и вечно озабоченных людей. Все размеренно, спокойно, чисто, основательно и красиво. Уже в России я узнала, что его проектировал тот же самый архитектор, который проектировал Париж. Так вот почему у него такой европейский вид!

После долгой сибирской зимы очень приятно видеть цветущие деревья, ухоженные клумбы. Все хорошо. Проблема только в языке. Ну почему я не стала учить его раньше?! Сейчас бы понимала, что рассказывает экскурсовод - водитель и почему все смеются! Туристов много. В основном - школьники. Каждая группа в новых ярких одинаковых цветных футболках и с беджиками. Сто процентов ребенок не потеряется. Среди нормальных детей много (по-российским меркам) детей на колясках. Оказывается, дети-инвалиды в американских школах учатся вместе со здоровыми детьми. И все в школах и местах общего пользования приспособлено для них: съезды, подъемники, туалеты и т.д. Лозунг американского образования: "No child left behind" - "Не один ребенок не останется без внимания".

Очень впечатлили письма школьников у мемориала ветеранам вьетнамской войны. Это длинная мраморная стена с фамилиями солдат, участвовавших во вьетнамской войне. Рядом с ней лежат листы бумаги примерно такого содержания:

"Дорогой Джон Джеймс, я очень сожалею, что вам пришлось участвовать в этой войне. Но я горжусь, что вы боролись за свободу и независимость американского народа". Неужели маленький Вьетнам мог завоевать большую Америку, да еще воюя на своей территории! В нашей стране об этой войне дается другая информация. Да история -удивительная наука! И американская история - нечем не удивительнее нашей. Но воспитание патриотизма у американских школьников впечатляет, тем более, что этого сейчас сильно не хватает в России.

Проведя на экскурсии целый день под летним солнцем, моя бледная северная кожа, сильно покраснела. А вечером прием в литовском посольстве! Пришлось идти с красным носом. На прием были приглашены: 12 американский преподавателей экономики, которые завтра уезжают в такой же учебный тур как у нас, но уже в Литву и Латвию, американские профессора и среди них Мэри Вилсон из Атланты у которой я была в 1997 году, Барбара Де-Вита, Саша Кобзик из Белоруссии. Короче, много знакомых и приятных людей. Поразило, что в литовском посольстве и посол, и его помощники очень молодые люди. Получив независимость в 1991 году Литва полностью сменила свой дипкорпус в Вашингтоне.

Вечером, несмотря на небольшой дождь, нас повезли на экскурсию, как оказалось, опять на те же мемориалы, которые мы посетили днем. Но в вечернее время они выглядели совсем по-другому, и на это стоило посмотреть. А присутствие переводчика сделало эту экскурсию намного информативнее.

24 апреля. День четвертый.

В Чикаго добрались без приключений и проблем, впрочем, так же как и в Вашингтон. Очередные мои страхи оказались напрасными. Наталья, в отличие от меня, не страдает топографическим кретинизмом, и даже имеет чутье на направление движения. В огромном Чикагском аэропорту Охара нас встретили профессоры Хелен Робертс и Шерил Годдарт. К сожалению, они тоже плохо в нем ориентировались, и нам, со своими неподъемными чемоданами, с вещами на все случаи жизни, пришлось не сладко. Знакомство получилось не таким уж гладким из-за нашего незнания языка и отсутствия переводчика. Может быть, хотя бы на первые несколько часов, все-таки нужен переводчик? Но, не нам судить. Кроме того, полностью обескуражила погода!

Мало того, что холодно, так еще ветер с дождем. В Сибири такие температуры переносятся легче. Погрузили чемоданы в машину Хелен на стоянке у университета, немного утеплились и пошли обедать в греческий ресторан. Мне очень понравилось. Я, наверное, консервативна в еде. Но после знакомства со многими кухнями, которое стремились обеспечить нам Хелен и Шерил, я все-таки предпочитаю кухни, где много овощей, мяса и рыбы, и я совсем не люблю острые пряные блюда, типа блюд мексиканской кухни. Первое знакомство с городом осложнилось дождем и ветром и перенеслось вовнутрь зданий. Что, кстати, тоже было очень интересно. Огромный магазин "Marshall Field", "House of water" и многие другие - хорошие примеры американской коммерции. Я думаю, что фраза, переписанная мною в музее истории предпринимательства магазина "Marshall Field", очень иллюстративна и будет использована мною в курсе "Предпринимательства": To do the right thing, at the right time, in the right way; to do some things better than they were ever done before; to eliminate errors; to know both sides of the question; :..

Но все проблемы с погодой, недовольство собой из-за отсутствия языка (хотя до поездки я надеялась, что смогу разговаривать и понимать лучше!) и невозможность так, как этого бы хотелось, общаться с нашими профессорами Хелен и Шерил, все исчезло на концерте Чикагского симфонического оркестра под управлением Ростроповича. Просто огромное эмоциональное потрясение! Лучшего и желать невозможно.

25 апреля. День пятый.

Утром - домашний семейный завтрак у Хелен. Если это типичный американский завтрак с pincake и вафлями, то наши завтраки, наверное, отличаются. Сегодня воскресенье и муж Хелен Джерри пошел на озеро Мичиган вместе с нами. Очень красивое и очень большое озеро. Появилось желание проехать вокруг него. Но оказывается, это займет почти три дня и времени для этого у нас нет. После прогулки поехали на службу к пастору Бишепу. В церкви, которая никак не напоминает церкви, виденные мною ранее, в основном, афро-американцы. Недостаточное знание языка здесь сыграло на пользу. Можно не отвлекаться на текст и обращать внимание только на способы воздействия на людей. Нам, как профессиональным педагогам, это было очень полезно. Технология такая: сначала, у каждого в зале, создается чувство вины за собственные ошибки, потом проводится параллель с богом - он имел такие же проблемы! Затем вас жалеют и этой жалостью доводят до слез. А потом объявляют, что все ваши проблемы - это ваша вина и вы должны, беря пример с бога, который с ними справился, решить их самостоятельно. Замечательно! И все это выверено до последнего слова и жеста. Замечательно поставленная речь (я даже подумала, что по этим проповедям можно учить английский - произношение четкое, многократно повторяющийся текст), энергичные песни, обращение к залу и итоговое единение.

Погода в Чикаго меняется постоянно. Утро было солнечным и теплым, в обед стало холодно и угадать, как одеться, невозможно. Единственное спасение - все брать с собой.

Вечер был обзорный, т.к. музеи в воскресенье работают до 16.00. Чикаго даже в пасмурную погоду имеет свою прелесть. А жители этого города, похоже, совсем не обращают внимания на дождь и вечер и ведут активный образ жизни. На спортивных университетских площадках студенты играют в бейсбол, на улицах полно народа.

Кстати, было бы хорошо, посмотреть на стадионе бейсбольный матч или баскетбольный матч. Ведь в нашей стране эти виды спорта не так популярны.

Хотя воскресный день был не очень напряженный, но вечером с удовольствием отправились домой - спать. Завтра новая трудовая неделя.

26 апреля. День шестой.

С утра подъем в 6 часов. Утро в Америке ранее - это я отметила еще в Вашингтоне. Сбор вещей (сегодня мы переезжаем жить к Шерил Годдарт), на машину и в UIC- Чикагский Иллинойский университет. Сегодня, впервые за последние три дня, у нас будут переводчики и все будет проще.

Первый визит - в класс на урок экономики, который ведет русская студентка (и наш будущий переводчик) Светлана. Очень милая молодая девушка из Бишкека. Она ведет семинар по макроэкономике на тему "Монетарная политика государства". Материал, такого же уровня, на котором наши дети изучают эту тему в 10-11 классах. Но в отличие от наших школьников у всех студентов на столах лежат толстые и хорошо оформленные учебники. Я посмотрела - этот автор мне не известен. Лана работает с группой, на удивление, очень профессионально. Практически все студенты вовлечены в образовательный процесс, но особой активности никто не проявляет. На нас никто особого внимания не обращает. Это немного удивляет - мы им не интересны или дело, прежде всего?

После урока, поехали на экономическую олимпиаду школьников в The Union League Club of Cicago. Это предпоследний этап экономических соревнований перед национальным этапом. Собрались команды учащихся из 8 штатов. Место - просто обалденное. Дорогущий закрытый клуб, где один интерьер, подавляет и возвышает одновременно. Почему у наших детей нет таких спонсоров? И самое главное, будут ли они хоть когда-нибудь? Как вообще наладить работу со спонсорами? У нас был семинар в Алмате по этому вопросу, довольно полезный. Но одного семинара мало. По моему мнению, это тоже должна быть серия семинаров для руководителей разного ранга, где директора - самый низкий. И вопросы нужно рассматривать разнообразные: начиная, от изучения сходства и различия отношения к спонсорской помощи у людей в разных странах и заканчивая созданием программ повышения мотивации и воспитания российских спонсоров. Может быть, при помощи подключения к этому процессу американских спонсоров. Если мы эту работу не наладим, то никогда не сможем предоставить детям такие же возможности для образования и соревнований, как у американских детей. Но для этого нужно понять, почему, чем и каким образом привлекаются спонсорские деньги в американское образование и можно ли использовать этот же механизм для русского образования. Наверняка, здесь не только голая благотворительность, но и какой-то деловой интерес. Какой? Это выяснить я не успела. Представитель деловых кругов из компании мирового значения "The Goldman Sachs Fondation" (основного спонсора этой олимпиады), был очень занят и, поговорить с ним более подробно, мне не удалось.

Олимпиада, кроме ее внешнего великолепия, понравилась мне проведением финала. Я думаю использовать этот прием в своих соревнованиях. Две команды соревнуются между собой на право отвечать на вопрос. Тот, кто зачитывает вопрос, останавливается на том месте, на котором прозвучал звонок той или иной команды. После этого - 30 сек. на обсуждение вопроса в команде и, если она ответила не правильно, право ответа получает другая команда. Единственно, что нужно отметить для себя, вопросы должны элегантно звучать и предполагать однозначный четкий ответ. Но сам принцип финала мне понравился.

В довершении хорошо начатого дня - его продолжение: экскурсия на башню Сирс, на завод по изготовлению творожных тортов и переезд на новое место жительство в замечательный дом Шерил Годдард. Может он расположен и далеко от Чикаго, но до чего уютен!

27 апреля. День седьмой.

Сегодня рано утром Шерил отвезла нас в "Liberty Elementary School". Там я впервые встретилась с таким понятием как team-teacher. В одном классе одновременно работает два-три педагога. В рамках урока чтения нам показывали урок экономики, где восьмилетним детям вводили понятие альтернативной стоимости на базе американского варианта нашей сказки "О рыбаке и золотой рыбки" А.С. Пушкина. Все как у нас, вот только потребности американские. Сначала старуха пожелала коттедж, затем - виллу, далее - дворец. Дети без реакции - почему бы и нет. Впервые они удивились, когда старуха потребовала, чтобы золотая рыбка сделала ее королем. "Почему не королевой, ведь она же женщина?". Далее потребности увеличивались в следующем, по-прежнему мужском, порядке - император, римский папа и, наконец, - бог. Вот только здесь начался гул - разве может человек быть БОГОМ!? Если бы старуха не хотела занимать чисто мужские должности, то ее желания выглядели бы вполне нормально. Почему бы нет? Человек может быть всем, кем захочет. Американское воспитание. Я очень подробно записала этот урок и обязательно передам эту разработку нашим преподавателям экономики в начальной школе. Кстати, урок чтения, урок экономики - это не очень точное определение. В американских школах нет такой узкой специализации предметов, как у нас. У них урок называется "наука" и в его рамках можно давать на одном и том же материале разные знания. Например, читая сказку, учитель поговорил и о значении слов, и о том, кто такой "папа римский", и почему художник нарисовал море разного цвета, и что он хотел этим сказать, и еще многое другое. А когда, в конце урока дети знакомились с нами, то тут же раскрыли карту мира, выяснили, как далеко кто живет, каким видом транспорта удобнее добираться, какие температура воздуха в какое время года, и многие другие географические подробности. Таким образом дети и вспомнили пройденный материал, и получили и зафиксировали новый. В России педагоги пытаются разобраться, чем отличается "интеграция предметов" от "межпредметных связей". Мы же видели четкий образец интеграции, когда непонятно, где заканчивается один предмет и начинается другой, но весь процесс урока построен совершенно органично и логично.

Дети замечательные и своей непосредственностью ничем не отличаются от наших малышей. Наибольшее впечатление произвели две вещи: исполнение гимна США перед началом занятий всеми учащимися и технологический уровень школьного медиа -центра. Нам бы такой!

Все книги выставлены в свободном доступе. На некоторых из них написано: "Please, adopt me!" - "Пожалуйста, удочери меня!" Так при помощи детей пополняется и без того замечательная библиотека. Дети выкупают эти книги для школы и на книге написано, благодаря кому это было сделано. "Хозяин" книги может ею пользоваться в любое время, но не является ее собственником. Очень красивая идея!

После школы поехали в местный банк, где нам даже показали святая святых - хранилище денег! Основной разговор велся на тему кредитования населения и необходимости обучения клиентов правилам пользования кредитными карточками. У нас это пока не является проблемой, поскольку люди вообще мало пользуются этими карточками и мало что знают о возможностях кредита. Проблема одна - научить пользоваться кредитными инструментами, но задачи разные: в Америке - чтобы кредита не брали неоправданно много, в России - чтобы кредитом в принципе стали пользоваться.

После обеда, поехали на завод по производству сигнальных устройств "Federal Signal Corporation". Особенно сильное впечатление произвел разговор с президентом корпорации. После него, у нас сложилось объемное впечатление о рынке олигополистической конкуренции. Всего в Америке на рынке сигнальных устройств - три компании. Рынок уже поделен и развиваться на нем очень трудно. Основной способ конкуренции - качество. А самая большая статья затрат корпорации- реклама. Конкуренция по цене очень жесткая. Двум крупным американским компаниям "Federal Signal" продала свою продукцию по самой низкой цене, только для того, чтобы другие компании обратили на них внимание. Раз такие крупные компании покупают, значит, продукция "Federal Signal" - достойная. Впервые стала понятна роль профсоюзов и их способ взаимодействия с бизнесом. О роли профсоюзов нам рассказывали рабочие завода.

28 апреля. День восьмой.

Утром мы познакомились с нашим новым, четвертым, переводчиком Сашей. Как тесен мир! Мы оказались земляками - причем, живущими в получасе езды друг от друга в Новосибирске! Нам предстоит поезда в кондоминимум для людей старше 55 лет- "Lakewood Homes". У нас такого типа заведений нет! Это очень обычно для американцев, но совершенно необычно для России. Мне понравилось - живут же американские пенсионеры! Кстати, корреспондент нашей местной газеты, которой я много чего рассказывала о своей поездке в Америку, именно об этом месте написала больше всего. Ее тоже впечатлила возможность американских пенсионеров достойно и красиво провести свою старость! Наши люди, пожилого возраста, находятся в невыносимо сложных условиях.

После "Lakewood Homes" поехали в университет, где работает Шерил Годдарт на встречу с иностранными студентами. В основном это молодые ребята из азиатских стран: Узбекистана, Индии, Турции, Марокко и др. Разговор шел о преимуществах и особенностях обучения в американских университетах. Я впервые подумала о том, что нашим студентам и моему сыну-студенту в частности, тоже неплохо было бы иметь такую возможность. Американское высшее образование, возможно, лучше нашего. Ведь материально-техническая и педагогическая база в Америке не переживает такой кризис, как в нашем высшем образовании. Да и возможность общения с людьми разных культур в нашем глобалистком мире будет очень полезна для дальнейшей карьеры. Как жаль, что в свое время мы не имели таких возможностей! На мой вопрос о культурном шоке - студенты ответили, что шок произвели на них машины. В том смысле, что вся страна на колесах.

После университета поехали в Чикаго на экскурсию в федеральный резервный банк. В Америке меня поразила возможность любых экскурсий, во многие, казалось бы, специализированные учреждения: банки, биржи, суды, Конгресс, Белый дом. Хорошо поставленная и доступная подача информации для самых разнообразных слоев населения очень впечатляет. Тоже произошло и в Федеральном Резервном Банке Чикаго. Сначала - хорошо иллюстрированная видеоматериалами лекция, затем, ответы на вопросы экскурсантов, потом осмотр музея, где есть компьютерные программы, дающие возможность даже порулить денежным обращением. Наших бы школьников на такую экскурсию! Сколько бы информации могли бы они получить и замечательно короткий срок! На наше счастье Саша-переводчик, переводя наши вопросы и самостоятельно отвечая на вопросы экскурсовода, привлек внимание и, благодаря этому, нам подарили фильм о федеральной банковской системе США. Как это замечательно! Обязательно буду использовать его на уроках. День насыщен впечатлениями, но это еще не все! После банка мы поехали в Чикагский Иллинойский университет на встречу с профессорами. Тема разговора: Отличия и особенности систем высшего образования наших стран. Нам было немного сложно - все-таки мы представители школьного образования, но выручило то, что наши собственные дети - студенты.

Итогом дня стал шикарный ужин в ресторане "House of blues" и шумный концерт аргентинского рок-певца. На концерте собралась аргентинская диаспора Чикаго. Они так ностальгически реагировали на музыку, что я подумала, что, если бы в Чикаго выступала какая-нибудь российская группа, то отношение у зрителей было бы таким же. Это был вечер-ностальгия для тех, кто давно не был на родине. Основная мысль была о том, что я, наверное, никогда бы не смогла уехать из России и жить в другой стране. Впрочем, меня никто и никуда не зовет.

Усталость накапливается.

29 апреля. День девятый.

Утром - экскурсия в американский суд. Наибольшее количество наших вопросов было связано с судом присяжных. Для нашей страны эта система новая, поэтому было интересно! 12 присяжных заседателей, разных возрастов и социальных сословий, выбранных случайным образом компьютером, решают судьбу обвиняемого. Судья ответственен лишь за правильность проведения судебной процедуры. Поразило количество дел, которые рассматриваются в судах в течение года. Такое впечатление, что каждый третий чикагец, по крайней мере, раз в году имеет дело с судом. Удивительно!

После суда на урок в университет к Хелен. Поразила разновозрастная группа студентов: младшему 20 - старшему 40 лет. У нас такое невозможно! Высшее образование в Америке только платное, поэтому сколько, чему и когда учиться - каждый решает сам.

Семинар, который студенты подготовили специально для нас, понравился формой проведения. Иллюстрация концепции "общественные товары" при помощи упражнения "общественные товары на примере образования" с одной стороны. И рассуждения на тему: "дети разведенных родителей имеют проблемы такие же, как общественные товары, когда каждый из родителей надеется на другого" - с другой стороны! Как элегантно! Никогда не думала, что экономическая теория может распространяться на такие сферы. Скоро я будут делать семинар для учителей экономики Новосибирской области и, обязательно использую этот пример!

А в целом, американские студенты - такие же дети, как и наши: веселые, общительные, приятные ребята. Их отличает только интернациональность и разновозрастность.

Вечером, пожалуй, первый раз, мы имели шопинг и экскурсию по вечернему Чикаго. Очень красиво, несмотря на дождь. Но его мы уже научились воспринимать как обыденность.

30 апреля. День десятый.

Как обычно рано утром на поезде "Метра" мы отправились со Светланой в институт повышения квалификации учителей. Даже не так - на семинар для учителей трех школ района, который проводился на территории одной из школ. Ну, очень большая школа! 2600 учеников!

Первое изумление - почему в зале так много мужчин!? Наверное, даже больше, чем женщин. В нашем образовании один мужчина- педагог на 25 женщин, да и тот либо начальник, либо преподаватель труда или физкультуры. Это и было нашим первым вопросом к залу - "Почему в зале так много мужчин? Здесь собрались начальники и преподаватель труда и физкультуры?" Оказалось, что в Америке 60% преподавателей - мужчины. Причем, женщина -преподаватель истории или математики - нонсенс. Оживление вопрос вызвал огромное. После этого беседа вольно или невольно перешла на тему заработной платы в образовании. И здесь было причина такой огромной разнице в половом составе. Заработная плата учителей в США - даже немного выше, чем средняя заработная плата в штате. За этим следят муниципалитеты. Все учителя работают на контрактной основе. Чтобы получить контракт, нужно пройти испытательный срок - один год.

Беседа могла бы продолжаться сколько угодно долго т.к. наш интерес к друг другу был обоюдный, но в дело вмешалась основная экономическая концепция - ограниченность. Пришлось расставаться: нас ждала экскурсия на товарную биржу, а американских учителей - проблемы нового учебного плана. В США нет федеральных стандартов и каждый штат сам разрабатывает и принимает стандарты по предметам, при этом предметы тоже могут отличаться от штата к штату. Расставались с американскими коллегами с уверениями, что нужно обязательно сделать совместный проект работы со школьниками. Например, исследование условий для развития малого бизнеса в Америке и России, или что-нибудь еще, более замечательное. Перспектив для сотрудничества много. После встречи осталось сожаление о том, что времени на встречу с коллегами было крайне недостаточно. И еще, что нужно было нам еще в России, перед поездкой в США подумать и предложить какие-то варианты или проекты взаимодействия с американским школьным образованием.

А нас ждала встреча с Чикагской товарной биржей. Муж Хелен, Джерри Робертс являлся сотрудником биржи и нам, по блату, устроили просто сказочную экскурсию. Посещение товарное биржи - это самое яркое мое воспоминание! Вот где накал страстей! Это как спектакль на иностранном языке, когда не понимаешь о чем говорят, но чувствуешь, что страсти разгораются нешуточные! Оказалось, что, несмотря на то, что я рассказываю школьникам о работе бирж, я очень многое в ее работе представляла себе неправильно. Например, я думала, что в биржевом бизнесе работают исключительно люди-калькуляторы, умеющие оценивать ситуацию за считанные доли секунды.

Оказалось, что в биржевом зале уровень работника оценивается по массе, зрению и громкости голоса. Задача брокеров передать информацию специалисту, а решения принимаются не ими, а теми, кто на другой стороне телефонного провода. После нескольких лет такой работы многих ожидает дорогостоящее лечение психики и голосовых связок. Кто бы мог подумать! Нам рассказали столько много интересного, что первая мысль было такая: нужно по приезду в Россию опять перечитать учебники по биржевому делу. Разобраться и понять принципы торговли еще раз. Ведь это можно так интересно рассказать детям!

А вечером нас ждали на американо-филлипино-мексикано-итальянской свадьбе Дженифер и Оскара Гонзалес. Вот как бывает в Америке!

Свадьба красивая, но традиции ее проведения очень отличаются от наших. Даже то, как подаются напитки и еда.

1 мая. День одиннадцатый.

Дни нашего пребывания в Чикаго перевалили на второй десяток. Как же быстро! Сегодня суббота и на нашей родине все празднуют праздник Первомая. Самое странное, что история Первомая началась именно в Чикаго, но здесь никто об этом уже не помнит! Скоро домой, а еще так многое хочется посмотреть! Но и домой тоже уже хочется. Несмотря на то, что звоним и посылаем SMSки регулярно. Спасибо телефонной карточке, которую для нас приобрели наши заботливые хозяева!

С утра мы приехали в школу на семинар по финансовой грамотности. Та тема, которая больше всего интересовала меня еще в России. Семинар проводится для старших школьников вместе с их родителями. Что удивительно, в субботу на территории школы можно находиться только до 12 часов дня. Дети в этот день не учатся. Семинар подготовлен специально для нас. Дети готовились, проводили свои исследования по семи направлениям бизнеса и теперь, выступали со своими сообщениями. Очень интересно! Материалы семинара мы подробно записали. Особенно нам с Натальей понравилось сообщение Хелен Робертс о семи уровнях риска и семи секретах пластиковых карточек. Как бы получить на руки эту программу! Она нам в России очень нужна!

После семинара совместное уничтожение пиццы и опять в путь. Нас ждет экскурсия во второй университет Чикаго: частный Чикагский университет, который славится самым большим количеством нобелевских лауреатов в области экономики. Территория университета впечатлила! Наверное, и содержание образования здесь соответствующее, ведь не будут люди зря платить 20 тыс. долларов в год.

А вечером, сбылась наша мечта! Нам, по нашей просьбе, купили билеты на бейсбольный матч.

Переводчик Андрей, как мог, старался при помощи Хелен, объяснить нам правила игры. Но больше всего нас занимало поведение болельщиков. Никогда не думала, что спокойные, всегда улыбающиеся и уравновешенные американцы, могут так болеть. Холодная погода и очевидный проигрыш "нашей" команды заставил нас уйти раньше времени и досмотреть матч по телевизору. White Soks проиграли команде из Торонто 6:10. Обидно! Мы так болели за них! Но это не помогло.

2 мая. День двенадцатый.

Это наш первый свободный день в Америке. Сегодня воскресенье и как добропорядочные американцы мы намерены провести его в музеях и магазинах в поисках сувениров. Остались считанные дни нашего пребывания в Америке. Время не просто пролетело, оно просвистело в ушах, как торнадо над Огайо. Переводчиков с нами опять нет, и мы не перестаем удивляться, как могли наши знакомые учителя, вообще с нулевым знанием языка, существовать во время поездки на стади-туре.

Рано утром мы отправились в Гайд-парк, где расположились три музея Чикаго: Аквариум, Планетарий и Field museum - музей естественных наук. Еще с вечера мы решили сэкономить деньги на еде, чтобы купить по больше сувениров. Господь бог нам помог! Отправляясь в музеи, мы проходили мимо поля, где собралась огромная толпа народа (в 9 часов утра!) в спортивных костюмах. Все желающих кормили, поили, дарили им сувениры и футболки, развлекали бодрой музыкой. Мы сначала хорошо поели, а потом поняли, что это так встречали участников бега! Наше, не очень хорошее знание языка, впервые принесло хоть какую-то пользу! Просто немногого неудобно было, что наелись нахаляву, не заслуживая этого. Но мы же не знали! Мы думали, что кормят и поят всех, кто решил прогуляться в столь раннее воскресное утро по набережной!

Первым музеем - был Аквариум. В отличие от Вашингтона - в Чикаго это удовольствие платное. Но 21 доллар, потраченные мною на билет, того стоил. До чего же интересно! Жалко, что фотографировать нельзя. После аквариума, музей естественных наук не так впечатлил, хотя выставка китайской культуры 18 века - очень богатая. В Америке вообще бум всего китайского: литературы, культуры, языка.

С 9 утра до 4 часов вечера провели в музеях. На магазины почти не осталось времени и сил. Но это же не для собственного удовольствия, а для дела. Мы не можем обидеть наших родственников, друзей и начальников и не привезти подарков из Америки. Поэтому хочется, не хочется - нужно идти. В магазинах, за поисками сувениров и провели остаток воскресного дня. Благо, что посмотреть и подарить было предостаточно. Главная проблема - проблемы выбора!

3 мая. День тринадцатый.

Это понедельник, наш последний день в Чикаго. Кто знает, попадем ли еще, когда -нибудь сюда. Вечером мы с Хелен улетаем в Вашингтон. А через три дня и из Америки.

Весь последний день мы посвятили посещению школ. Пять школ разного статуса и типа: частные и публичные; бедные и богатые; школы, где только белые и только афроамериканцы; старшие, средние и младшие классы; уроки экономики и просто встречи с детьми - все было одинаково интересно и полезно. Все наши разговоры между собой сводились к оценкам: "и у нас так"- " а у нас не так"; " и у нас такие дети" -"у нас не такие дети". Мы разные и в тоже время такие одинаковые. На этот вопрос - Разные или одинаковые?- нам придется отвечать дома, если мы вообще сможем на него ответить. День напряжен так, что Хелен не успевает пообедать, дает нам 20 минут и оставляет с Сашей в кафе.

Во второй половине дня - последнее наше мероприятие - семинар по программе Financial Fitness for Life в библиотеке. Очень интересная программа. Мы сталкиваемся с ней уже второй раз и в очередной раз убеждаемся, что нужно непременно познакомиться с ней более подробно.

Понравились и материалы, и место проведения семинара. Нужно будет обязательно провести такое мероприятие (или почти такое) у себя в городе. Почему мы раньше не догадались использовать это заведение для подобных мероприятий? Ведь мы давно и активно работаем с нашей центральной библиотекой. Передаем в детский зал книги по экономике и информацию о наших мероприятиях. А семинары ни разу не проводили. Единственное неприятное чувство - почему так немного участников? Ведь это так интересно! Всем понравилось!

Прощание с Шерил - спасибо ей большое, замечательная женщина, а какая у нее семья! - и в аэропорт. Уже вечером мы будем в Вашингтоне.

4 мая. День четырнадцатый.

До этого времени я писала свой отчет по записям, которые делала по вечерам. Начиная с этого дня - это будут только мои воспоминания. В Вашингтоне резко сменилась нагрузка - она стала меньше - и я перестала записывать. Все что мне хотелось вечером - это спать! спать! Организм расслабилась и, накопившаяся многодневная усталость, дала о себе знать. Днем я еще человек, вечером - труп.

Утром мы с Хелен отправились в офис NCEE на встречу с нашим руководителем Патриссией Элдер. Дольше, чем ее и Светлану Смердинскую я не знаю в Америке никого. Это было первая американка, которую я встретила в 1992 году у себя в родном городе Бердске на семинаре, который так круто изменил мою жизнь. Иногда я думаю, чтобы со мною было, если бы не этот семинар? Может быть сейчас я было бы богатой бизнес-вумен, организовала бы свой бизнес. Так нет, я все свои организаторские способности затратила на организацию государственной экономической школы. Денег это мне не принесло, зато принесло чувство огромного удовлетворения от работы и замечательного коллектива единомышленников, общения с умнейшими детьми и очень интересной и насыщенной жизни. Спасибо ей. Мне хотелось как отблагодарить ее за это и за возможность побывать в Америке. Но что я могла? Только максимально хорошо сделать то малое, что она нас просила - объяснить американским конгрессменам, какая хорошая вещь - Международная программа экономического образования, как много пользы она приносит людям разных стран и почему ее непременно нужно финансировать правительству США. Нашей задачей было, посещение вместе с Хелен Робертс, пяти конгрессменов штата Иллинойс, чтобы рассказать им о пользе программы "Экономикс-Интернейшл".

Я старалась, как могла. Единственное, что я не могла понять, как конгрессмены смогут понять и оценить это? Я никогда не имела дела с российскими депутатами, но понимала, что просителей - много, а ресурсов -мало. Разве можно за пять минут - время нашего разговора с вечно спешащими помощниками депутатов (самих депутатов мы не видели)- все рассказать и объяснить? Я пыталась найти разные аргументы и примеры, но чувства удовлетворения не было. Мне казалось, что они все-таки не понимают, как она важна. Честь и хвала Патриции, она выполняет очень тяжелую и неблагодарную работу, добывая финансирование для развития школьного экономического образования в разных странах!

Вечером, засыпая, я думала о том, что нужно было сказать не так, привести не этот, а другой пример, но было уже поздно! Будем надеяться, что если не мы, так кто-то другой объяснит им это лучше и финансирование программы американским правительством продолжиться. А я желаю, чтобы кто-нибудь еще побывал в стади-туре и имел бы столько же полезного и интересно, сколько получили мы, благодаря нашим американским коллегам!

Это был наш последний рабочий день в Америке. Вечером мы, вместе с Хелен, побывали на концерте кантри музыки в мемориале Кеннеди. Завтра она уезжает домой. Как нам не жаль, мы расстаемся. Если бы не слабое знание английского языка, наше знакомство было бы более тесным и имело бы продолжение. Но я боюсь, что общение, если и будет, будет не частым - языковой барьер!

Спасибо всем, кто организовывал и проводил наш учебный тур! До новых встреч.

Ирина


E-mail /


Срочно! Приглашение на дистанционные курсы по повышению квалификации учителей экономики в рамках проекта INTEKOR

Отчет о поездке в США

Не обращайте внимания

Конкурс Интернет - проекта "Научись защищать свои права"