Начала экономики Сказание о БЭШ Сибириада Что нового?

Из опыта работы БЭШ

Перегрузкам учащихся - наше "нет" !!!

Канышкова М.А. - Зам. директора по УВР

Учреждения дополнительного образования часто упрекают в том, что они являются дополнительной умственной, физической, эмоциональной нагрузкой для организма ученика-подростка. С этим трудно не согласиться. Поэтому важнейшее значение приобретает создание в школе оптимальных условий для обучения, сохранения здоровья учащихся. Поэтому в школе проводятся периодические исследования умственной работоспособности учеников. На основании результатов подобных исследований разрабатываются гигиенические, педагогические и психологические приемы обучения и воспитания подростков в ЭШ

Проводя исследования умственной работоспособности наших учеников, мы учитывали следующее. Критерием соблюдения гигиенических требований к организации учебного процесса во время урока является скорость развития утомления, которая определяется изменением умственной работоспособности. Чем быстрее развивается утомление, тем меньше умственная работоспособность. При этом, любая деятельность утомляет. И умственная деятельность, связанная с обучением, является трудной для детей. Появляется усталость. У школьников нередко возникают боли, неприятные ощущения. Они становятся раздражительными, апатичными, у них ослабляется внимание, снижается скорость и ритмичность в работе. Однако следует понимать, что степень усталости не всегда соответствует степени утомления. Снижение работоспособности может быть вызвано и монотонией, и состоянием здоровья, и социально-психологической обстановкой в семье, а в последние годы и элементарным недоеданием.

Несмотря на большое количество литературы по физиологии ребенка (Физическое развитие ребенка, 1983) и адаптации организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам1 (Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам, 1982), учебно-методических разработок, которые помогли бы учителю учреждения дополнительного образования рационально построить учебный процесс в классе с учетом допустимых норм умственной, физической и эмоциональной нагрузки учащихся подросткового возраста, недостаточно. Поэтому для диагностики умственной работоспособности учеников мы применяем те же методики, какие используют для изучения нагрузки учащихся в общеобразовательных школах, а именно решение арифметических задач и использование корректурных проб. Для получения отчетливых результатов о состоянии ЦНС и степени утомления детей обследование проводится в динамике: в начале учебного года, в конце 1 полугодия, в конце 3 четверти и в конце учебного года; при этом каждое подобное исследование проводится также в динамике - в начале и в конце учебного дня, в течение недели ( в данной работе мы приведем для примера результаты только одного исследования, проведенного в октябре 1997 года).

Также мы используем тест дифференцированной оценки утомления (САН).

Исследование оперативного функционального состояния учеников по тесту САН мы проводим периодически - 1 раз в четверть. В данной работе приведем анализ показаний исследования, проведенного в начале учебного года (обследовано 70 человек). Выяснилось:

  • лишь у 18,6 % исследуемых показатели самочувствия, активности и настроения как в начале, так и в конце учебного дня были ниже нормы;
  • без изменений в течение дня было состояние у 0,4 % исследуемых, у остальных - 99,6 % состояние изменилось следующим образом:
    у 42.9 % - и "М" и "Настроение" ("Н") улучшилось;
    у 25,7 % - и "М" и "Н" ухудшилось;
    у 10 % ухудшились показатели самочувствия и активности, а показатель настроения повысился;
    у 7,1 % испытуемых отметили улучшение показателя "М", а настроение у них в течение дня не изменилось;
    у 5,7 % ребят при неизменном настроении ухудшилась к концу учебного дня величина "М" .

Наши исследования показали, что режим работы Экономической школы не приводит к вредному для здоровья школьников уровню утомления. Оценки самочувствия, активности и настроения в начале занятий у всех наблюдаемых примерно равны, а к концу учебного дня по мере нарастания утомления соотношение между С, А и Н изменяются в пределах нормы и во многом зависят от эмоционального состояния ребенка.

На основании этих исследований умственной работоспособности для предотвращения перегрузок учащихся в Экономической школе введены такие профилактические меры, как:

1) обучение ведется в классах разных уровней;

2) введены спаренные уроки, которые позволяют школьникам делать мини-погружения и концентрировать свое внимание на двух предметах в течение учебного дня, а системность восприятия - основа долговременной памяти;

3) продолжительность урока 35 минут, освободившиеся 10 минут используются для индивидуальной работы. Введение 35-минутного урока целесообразно потому, что физиологически оптимальным периодом для выполнения однородной по характеру умственной работы является 20-25 минутный отрезок времени. Исследования гигиенистов показали, что при монотонной работе у подростков через каждые 78 минут возникают спонтанные приступы сонливости, и лучше всего чтобы демонотонизирующие паузы следовали с тридцатиминутной периодичностью.

4) обучение на уроках - проблемное, интенсифицированное через активные формы обучения;

5) в ЭШ нет домашних заданий, за исключением уроков английского языка;

6) нет перегруженности внеурочными мероприятиями;

7) введена зачетная система;

8) реализация в работе с детьми принципа "зоны ближайшего развития" (Выготский), который предполагает сотрудничество ребят и взрослых в процессе осуществления совместной деятельности: учения, общения, труда. Использование этого принципа позволяет проектировать тот уровень развития, который школьник может достичь в ближайшее время.

А теперь о другом направлении нашей работы - сотрудничество со школами Бердска.

Всем известно, что "экономика" как учебный предмет введена в структуру регионального компонента Новосибирской области, то есть желательно, чтобы экономика изучалась в каждой школе. Но для этого надо в первую очередь учителя-предметника, который к тому же захотел готовиться к урокам и вести занятия не более 10 часов в неделю (так как предполагалось, что экономика будет идти в 10-11 классах, а их в школах не так много). Выход из сложившийся ситуации был найден нами с администрацией школ №№ 1 и 9. Преподаватели Экономической школы проводят занятия по основам экономики и права с целью адаптации школьников к жизни в новых рыночных условиях. Данные предметы по решению администрации школ внесены в аттестат, занятия стоят в расписании уроков наряду с другими, основными, предметами. И результат такого сотрудничества не заставил себя ждать. Например, учащиеся школы №1, изучавшие потребительское право, уже три года подряд являются участниками и призерами Всероссийского конкурса на знание основ законодательства РФ по основам потребительского права. И мы считаем, что заслуга команды не только в подготовке их преподавателем ЭШ Федосеева Н.В., но и в заинтересованности как классного руководителя Кондрашиной Е.В., так и администрации школы. При такой заинтересованности успешно сотрудничество и со школой №9, где уже третий год подряд учащиеся 10-11 классов изучают экономику.

А вот со школой № 5 подобного сотрудничества, к сожалению, у нас не получилось по ряду причин. Надеемся, что все-таки в следующем учебном году совместная работа ЭШ с администрациями школ города, когда наши подготовленные преподаватели экономики ведут занятия, так сказать на территории школы, будет продолжена и будет расширенна.

Другая форма сотрудничества со школами - создание лицейских классов экономического профиля на базе общеобразовательной школы. Несмотря на определенные успехи Экономической школы в плане подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы, нельзя не отметить тот факт, что основной отсев абитуриентов из числа бывших студентов "Экономической школы" происходит при сдаче экзаменов по общеобразовательным предметам: математике, английскому языку, диктанту и т.д. За годы работы мы можем с уверенностью констатировать, что уровень подготовленности школьников по этим предметам существенно различается в школах города и не всегда соответствует требованиям ВУЗов, несмотря на довольно высокие итоговые оценки выпускников.

И хотя программой "ЭШ" не предусмотрено преподавание учащимся базовых школьных курсов математики, английского и русского языков и т.д., преподаватели нашей школы тем не менее вынуждены тратить значительное количество времени и сил на выравнивание уровня школьных знаний по этим предметам у студентов Экономической школы, что приводит к значительной перегрузке детей.

В связи с этим для более успешного поступления школьников г. Бердска в высшие учебные заведения экономического профиля, уменьшения учебной нагрузки вследствие дублирования часов по основным школьным предметам, целевой подготовки учащихся и решено было создать в г. Бердске лицейский экономический класс с двухгодичным обучением.

Первый подобный класс был открыт на базе школы №6 в прошлом учебном году. Психолого-педагогический анализ работы в лицейском 10 "Г" классе - нынешнем 11 классе (кл. рук-тель Воробьева О.) показал, что идея создания лицейского класса оправдывает себя. Этот класс является классом довузовской подготовки в НГАЭиУ (на основе договора о сотрудничестве с этим ВУЗом), поэтому целенаправленное обучение математике (преподаватель школы №6), английскому языку (в дополнение к учителю школы №6 еще и преподаватель ЭШ) ведется в соответствии с требованиями и программой ВУЗа. Участие пяти лицеистов в олимпиаде НГАЭиУ, проводимой Центром довузовской подготовки данного учебного заведения на зимних каникулах продемонстрировало хорошую подготовку наших студентов. Так, в математической олимпиаде - 3 и 5 место, по английскому языку вошли в десятку лучших из почти 60 участников. Помимо этого учащиеся лицейского класса являются студентами Экономической школы, поэтому пользуются всеми правами учащихся ЭШ (участвуют в рейтинге успеваемости, следовательно, могут быть стипендиатами школы, что является, несомненно определенным стимулом к обучению; участвуют во всех мероприятиях ЭШ, в том числе и во всех соревнованиях).

Этот успешный первый опыт позволил нам в этом учебном году открыть еще лицейские классы: на базе школы №6 - два класса экономического профиля, а также на базе школы №1 - лицейский класс экономики и права на основе договора с НГАВТ. Конечно, создание лицейского класса требует дальнейшего глубокого анализа. В связи с этим необходима корректировка учебных планов, в том числе и в рамках общеобразовательной школы (например, снижения нагрузки за счет "непрофильных" дисциплин).

НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ будет тогда успешной, когда мы не вместо, а вместе, на одну цель, не раздирая ребенка, взаимодополняя друг друга, будем готовить наших учащихся не только к поступлению в ВУЗ, но и вообще к взрослой жизни.


E-mail /

Кладезь премудростей

Из опыта работы БЭШ

Методические рекомендации

Методические разработки

РЦ МЦЭБО г.Бердск

Наши коллеги