Начала экономики Сказание о БЭШ Сибириада Что нового?

Из опыта работы БЭШ

Экономическое образование школьников в условиях учреждения дополнительного образования.

Ермакова И.В. - директор БЭШ

Необходимость введения предмета "экономика" в систему образования вызвана изменениями в политической и экономической жизни России, необходимостью социальной адаптации выпускников школы к условиям рыночной экономики. Включение экономики в федеральный базисный план сдерживается отсутствием достаточного количества квалифицированных преподавателей и качественных учебно-методических материалов. В то же время Министерством общего и профессионального образования рекомендовано включать экономику в региональные базисные учебные планы по мере готовности регионов.

В Новосибирской области "экономика" является одним из четырех предметов, включенных в региональный компонент. По данным на начало прошлого учебного года эта дисциплина велась в 299 школах Новосибирска и Новосибирской области, при чем из них 129 школ - школы г. Новосибирска и 170 школ - школы области. По имеющимся у меня статистическим данным 38% школ, где ведется преподавание экономики, вводят этот предмет в старших классах; в 10 школах области начинают курс экономики уже в начальной школе, а остальные школы - со среднего звена (5-9 классов). В основном решены организационные проблемы включения экономики в учебный план школ.

Существует три основных подхода внедрения экономики в учебный процесс общеобразовательных школ:

1. экономика включена в основное расписание, и по окончанию курса оценка выставляется в аттестат . По этому пути идет наименьшее количество школ. Как правило, это школы города Новосибирска, имеющие договорные отношения с факультетами довузовской подготовки высших учебных заведений города.

2. экономика не является обязательным предметом и преподается в качестве спецкурса или факультатива для всех желающих. У этого подхода преимущественное положение в школах Новосибирской области. Это связано с отсутствием свободных часов в учебном плане, слабой обеспеченностью школьными учебниками по экономике, недостаточным количеством подготовленных преподавателей по этому предмету и т.д.

3. сочетаются первый и второй варианты - в младшем и среднем звене преобладает факультативный подход, в старшем - предметный.

Кроме того можно классифицировать еще два способа отражения экономических знаний в процессе обучения школьников:

  • кономизация общеобразовательных дисциплин, как правило, географии, истории, обществоведения;
  • предпрофессиональная подготовка в специальных школах.

С 1994 года в г. Бердске открыто муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Экономическая школа" (МОУ ЭШ) - пример последнего способа организации экономического образования школьников.

Делая оценку имеющихся статистических показателей следует отметить, что, несмотря на все известные сложности, в направлении развития экономического образования школьников есть определенный прогресс. За последние пять лет количество школ, в который ведется преподавание экономики, увеличилось в несколько раз. Однако, сложное общее экономическое положение в стране, невозможность в краткие сроки обеспечить должное финансирование общеобразовательное сферы, создать необходимую материальную базу для учебного процесса, накопившиеся годами педагогические и материально-технические проблемы, а самое главное, отсутствие гибкого механизма реформирования учебного процесса, чрезвычайно затрудняет дальнейшее развитие экономического образования в общеобразовательной школе. В этом случае система дополнительного образования имеет существенные преимущества перед основной школой:

  • во-первых, этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенка, что дает возможность естественным образом выделить детей с различными потребностями в образовании и профессиональной ориентацией. Это позволяет предлагать образовательные услуги всем детям без всякого принуждения, на привлекательной основе свободного выбора;
  • во-вторых, преподавание экономики в системе дополнительного образования определяет доступность качественного экономического образования для всех учащихся города в независимости от того, преподается или нет этот предмет в их школе;
  • в-третьих, "вживление" инновационного по своей сути и во многом не до конца разработанного направления образования в жесткую организационную структуру общеобразовательной школы требует большего количества сил, материальных и временных затрат, что приведет, особенно на первом этапе, к неизбежным потерям в качестве экономического образования;
  • в-четвертых, общеобразовательным школам города в очень сложной экономической ситуации не нужно вкладывать средства в довольно длительную и дорогостоящую подготовку и содержание преподавателей экономики, которые будут заняты, как правило, с неполной часовой нагрузкой и не имеют возможности (в силу совместительского характера преподавания) давать качественные знания учащимся, в то время как, преподаватели специализированной школы имея хорошие знания, возможность непрерывного повышения квалификации, созданию методической службы, могут с большой результативностью преподавать экономику не только в учреждении дополнительного образования, но и в других школах города;
  • в-пятых, учреждение дополнительного образования (УДО) имеет возможность решить проблему внедрения курса экономики в общеобразовательных школах города, применяя все перечисленные выше организационные формы преподавания. Например, вести экономику силами преподавателей УДО:
    - на базе специализированных классов средних школ города на основе тройных договоров между общеобразовательной школой, учреждением дополнительного образования и факультетом довузовской подготовки высшего учебного заведения;
    - на факультативных курсах в школах города по договорам между ними и администрацией учреждения дополнительного образования;
  • в- шестых, централизация экономического образования позволяет аккумулировать денежные средства в одном бюджете и привлекать дополнительные источники финансирования в виде фонда родительской платы и спонсорских взносов и т.д..
  • и, наконец, последнее - сфера дополнительного образования в большей степени, чем общеобразовательная школа, дает возможность инновационной деятельности в образовании, его программно-методическом обеспечении, экспериментальной и организационно-массовой работе, а также в подготовке кадров учителей экономики, что весьма актуально в новом для нашей страны направлении образования школьников - развитии экономического мышления.

В настоящее время экономическое образование школьников в г. Бердске развивается по следующим направлениям:

  • экономическое образование, ставящее своей основной задачей развитие экономического мышления школьников и их подготовку к поступлению на экономические отделения высших учебных заведений. Это направление развивается в рамках учреждения дополнительного образования, а также на базе специализированных лицейных классах общеобразовательных школ.
  • преподавание основ рыночной экономики, ставящее перед собой задачу воспитания грамотного потребителя рыночного общества - в рамках факультативных занятий в школах города;

Направление первое

Преподавание основ рыночной экономики в ЭШ ведется по программе "Современная экономика", разработанной Международным центром экономического и бизнес образования г. Москва. Наиболее сильной, на наш взгляд, на сегодняшний день программе по экономике для школьников и единственной, получившей рекомендации Министерства образования России.

Общий учебный цикл разделен в настоящее время на три блока:

1 блок - подготовительное отделение - для учащихся 2-7 классов. Основная задача отделения - развитие интеллектуальных способностей младших школьников, на основе преподавания логики, математики, основ экономики, права, информатики и английского языка с целью более успешного освоения этих курсов в старшем звене.

2 блок - первая ступень экономического отделения - для учащихся 8-9 классов. Основной задачей этого этапа обучения становится развитие экономического мышления через получение учащимися системы экономических знаний. Если основной задачей первого блока было - научить думать вообще, то на этом этапе, основная задача сводится к задаче - научить думать экономическими категориями.
На этой ступени обучения школьники получают следующие курсы: экономическую историю, основы предпринимательства, основы права, английский язык, информатику и психологию.

3 блок - вторая ступень экономического отделения - для учащихся 10-11 классов является блоком довузовской подготовки школьников. На этой ступени в течении двух лет обучения школьники получают основы микро- и макроэкономики, экономическую математику, политологию, деловой английский язык, основы делового общения, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Основная задача этого блока - успешная подготовка учеников к поступлению в высшие учебные заведения экономического профиля.

Кроме того, на всех блоках в качестве факультативных курсов в программу обучения включены такие обще развивающие курсы как этикет, история культуры, психология самопознания, математическая логика. Набор этих курсов далеко не случаен. Он исходит из концепции, что наличие экономической свободы предполагает наличие свободы духовной, политической, свободы творчества. Воспитание ребенка в этих условиях - это воспитание гармоничного человека, воспринимающего мир во всем его многообразии. Нашей задачей является не развитие неких утилитарных "рыночных качеств" в ребенке, а обретение им внутренней свободы для саморазвития и самоактуализации. То, что долгие годы истреблялось в их родителях.

Каждый учащийся сам выбирает предметы, которые он хотел бы изучать, при чем их количество может быть любым и ограничивается лишь физическими возможностями ребенка.

Начиная от момента поступления до самого выпуска, на протяжении всех лет учебы благодаря многолетнему сотрудничеству ЭШ с Психологическим центром г. Бердска, учащиеся ЭШ находятся под наблюдением профессиональных психологов, а начиная с этого года- и валеологов. Педагоги школы, ученики и их родители в любой момент могут получить квалифицированную психологическую и медицинскую консультацию.

После окончания ЭШ, несмотря на огромные конкурсы на экономических отделениях, выпускники школы из года в год успешно поступают в высшие учебные заведения. У школы заключены договоры о сотрудничестве с Новосибирской Академией управления и экономики (бывшим Нархозом), экономическими факультетами Новосибирского госуниверситета и Академии водного транспорта. Качество преподавания подтверждается и высокими результатами, которые показывают студенты экономической школы на региональных, зональных, всероссийских и международных соревнованиях и олимпиадах по экономике.

Направление второе.

Важным направлением деятельности ЭШ является работа в общеобразовательных школах. Силами высококвалифицированных преподавателей школы ежегодно ведутся уроки экономики в общеобразовательных школах города для учащихся старших и младших классов в рамках факультативных курсов. Основной задачей подобных курсов является - воспитание грамотного потребителя рыночного общества. Поэтому даже те дети, которые не будут затем специализироваться в области экономики, смогут в дальнейшем использовать полученные экономические знания с пользой для себя, так как в условиях рынка нельзя и рядовому члену общества жить без знания основных рыночных законов, теории и практики налогообложения, умения пользоваться банковским кредитом и т.д. В рамках этого направления читаются такие курсы как основы потребительского права и основы экономических знаний.

Очень важным направлением деятельности "Экономической школы" является ее работа в рамках сети МЦЭБО.

Являясь Региональным центром МЦЭБО, МОУ ЭШ определяет своей задачей по возможности наиболее полное решение проблем, стоящих перед экономическим образованием Новосибирской области, используя помощь, опыт и учебно-методические материалы Международного Центра Экономического и Бизнес Образования..

В настоящее время благодаря сотрудничеству Регионального центра г.Бердска с МЦЭБО в Новосибирской области осуществлен ряд образовательных проектов.

Так, в течении семи последних лет ежегодно проводятся отборочные региональные соревнования Всероссийской Олимпиады школьников по экономике, проводимой в г.Москве Международным Центром экономического и бизнес образования; Международная Экономическая встреча школьников "Шаг в мечту", куда ежегодно съезжаются около 300 школьников более чем из 26 городов России и Казахстана; ведется обучение учителей школ Новосибирской области методике преподавания экономики по программе "Современная Экономика"; разрабатываются и внедряются новые учебные курсы и учебно-методические материалы, например, курс для младших школьников "Начало экономики", курс "Потребительского права", курс "Экономическая математика" и т.п.; оказывается методическая помощь и поддержка учителям экономики школ города и области.

Дальнейшее развитие этой работы на базе Экономической школы позволит совершенствовать работу по дальнейшему становлению школьного экономического образования в Новосибирской области с целью вывести его на более высокий уровень и масштаб.

В тоже время экономическое образование в Новосибирской области уже который год сталкивается со следующими проблемами, которые нельзя решить в рамках ни одного отдельно взятого учреждения. Это:

  • отсутствие областного стандарта экономического образования школьников;
  • отсутствие областной системы обучения и повышения квалификации школьных преподавателей экономических дисциплин;
  • отсутствие критериев оценки деятельности преподавателей экономики в школе для их аттестации ;
  • невозможность выявления, поддержки и распространения передового опыта в экономическом образовании;
  • недостаточность обеспечения учебно-методическими материалами для преподавания экономики в школе;
  • трудности, связанные с финансированием, организацией и проведением областных мероприятий для школьников, занимающихся экономикой.

До сих пор остаются открытыми вопросы - ЧТО преподавать? КАК преподавать? ДЛЯ КОГО преподавать?

Начиная размышлять над этой проблемой, сначала приходишь к мысли что чем плохо то, что наши дети будут знать и основы потребительского права, и основы бизнеса, и основы рыночной экономики, иметь представление о различных рыночных профессиях. Возможно, именно эти знания более успешно адаптируют ребенка к жизни, позволят более осмысленно смотреть на мир.

Но следом за этим возникает вопрос - Лучше ли то, что чем больше человек знает, тем лучше? Решит ли нашу задачу такое тотальное и всеобъемлющее экономическое образование? Ведь нужны не просто знания каких-либо конкретных фактов, которые не имеют значения для жизни, а функционально пригодные знания. Если знание не станет составной частью личности ученика, оно будет выкинуто через короткое время за ненадобностью. А все ли дети, в таком случае, способны стать бизнесменами, будет ли доступен довольно сложный курс теоретической рыночной экономики для основной массы школьников, в какой степени нужны знания теории рынка для будущей жизни человека, не собирающегося посвящать свою жизнь профессии экономиста, предпринимателя, менеджера или банкира? Кроме того, нельзя не задавать себе такой вопрос: как дополнительная нагрузка скажется на здоровье школьников? Не секрет, что со здоровьем-то у наших детей не все благополучно.

Говорят о развитии экономического мышления, как основной задачи школьного экономического образования, никто не может с достаточной долей точности дать определение его сущности, измерить уровень развития этого мышления.

До сих пор не определен тот круг экономических дисциплин, их наполнение и методика проведения уроков, преподавание которые позволили бы с определенностью сказать, что в этом случае не просто дается определенный набор знаний и фактов, а действительно развивается экономическое мышление. На сегодняшний день школьное экономическое образование ориентируется на требования ведущих экономических вузов к подготовки учащихся к вступительным экзаменам. А эти требования составляют уровень теоретических знаний, предлагаемый известными курсами Экономикса. И чему же в конце концов нужно обучать детей? Если уж теоретики до сих пор не ответили на этот вопрос, то что делать нам, практикам? Например, как нужно относится к следующему высказыванию: "обучать и воспитывать нужно не рынку и эгоистической рыночной психологии (они естественно присущи каждому человеку от природы), которую принимают за экономическое мышление (на самом деле, такое обучение ближе к обучению обыденному экономическому мышлению), а научному экономическому мышлению, которое стремится выявить объективную истину, то есть отразить внешний мир таким, каким он существует в действительности, вне зависимости от чьих-либо мнений и желаний". Что есть "обыденное", а что есть "научное экономическое мышление"?

Единственное, что более или менее успокаивает, так это то, что и в США, где школьное экономическое образование существует уже несколько десятилетий этот вопрос и по сей день является дискуссионным.

Вопросы КАК преподавать и ДЛЯ КОГО? возникают в связи с тем, что в настоящее время самым стихийным образом возникло огромное количество различных программ по экономике, для детей всевозможных возрастов, начиная с детского сада.

Отсутствие квалифицированных школьных педагогов экономики, качественных отечественных учебников для школ, научного обоснования того, что, как и в каком возрасте следует изучать, наконец, единого стандарта по экономическому образованию приводит к тому, что сплошь и рядом преподаются либо не структурированные, слабые в методическом и теоретическом плане программы, либо преподавание неинтересно и трудно для восприятия и усвоения школьниками, либо начато необоснованно раннее обучение сложным экономическим взаимосвязям, недоступным для понимания ребенком в этом возрасте и как знать, в силу прагматичности самой науки экономики, может даже наносящее вред его моральному здоровью.

Особая сложность заключается в том, что если несколько лет назад, на самом первом этапе развития этого направления было крайне мало хоть каких-нибудь учебных материалов, которые преподаватель мог бы использовать для обучения школьников, то сейчас другая беда: слишком много некачественных материалов. И начинающему педагогу экономики чрезвычайно трудно отличить зерна от плевел.


E-mail /

Кладезь премудростей

Из опыта работы БЭШ

Методические рекомендации

Методические разработки

РЦ МЦЭБО г.Бердск

Наши коллеги