Начала экономики Сибириада Кладезь премудростей Что нового?

Организация экономического образования

Система организации учреждения

В Новосибирской области "экономика" является одним из четырех предметов, включенных в региональный компонент. Включение экономики в федеральный базисный план сдерживается отсутствием достаточного количества квалифицированных преподавателей и качественных учебно-методических материалов. В то же время Министерством общего и профессионального образования рекомендовано включать экономику в региональные базисные учебные планы по мере готовности регионов.

По данным на начало 2001 учебного года эта дисциплина велась в 299 школах Новосибирска и Новосибирской области, при чем из них 129 школ - школы г. Новосибирска и 170 школ - школы области. По имеющимся у нас статистическим данным 38% школ, где ведется преподавание экономики, вводят этот предмет в старших классах; в 10 школах области начинают курс экономики уже в начальной школе, а остальные школы - со среднего звена (5-9 классов). В основном решены организационные проблемы включения экономики в учебный план школ.(См. Приложение 1)

Существует три основных подхода внедрения экономики в учебный процесс общеобразовательных школ:

  1. Экономика включена в основное расписание, и по окончанию курса оценка выставляется в аттестат. По этому пути идет наименьшее количество школ. Как правило, это школы города Новосибирска, имеющие договорные отношения с факультетами довузовской подготовки высших учебных заведений города.
  2. Экономика не является обязательным предметом и преподается в качестве спецкурса или факультатива для всех желающих. У этого подхода преимущественное положение в школах Новосибирской области. Это связано с отсутствием свободных часов в учебном плане, слабой обеспеченностью школьными учебниками по экономике, недостаточным количеством подготовленных преподавателей по этому предмету и т.д.
  3. Сочетаются первый и второй варианты - в младшем и среднем звене преобладает факультативный подход, в старшем - предметный.

Кроме того, можно классифицировать еще два способа отражения экономических знаний в процессе обучения школьников:

  • экономизация общеобразовательных дисциплин, как правило, географии, истории, обществознания;
  • предпрофессиональная подготовка в специальных школах.

Делая оценку имеющихся статистических показателей, следует отметить, что, несмотря на все известные сложности, в направлении развития экономического образования школьников есть определенный прогресс. За последние пять лет количество школ, в который ведется преподавание экономики, увеличилось в несколько раз. Однако, сложное общее экономическое положение в стране, невозможность в краткие сроки обеспечить должное финансирование общеобразовательное сферы, создать необходимую материальную базу для учебного процесса, накопившиеся годами педагогические и материально-технические проблемы, а самое главное, отсутствие гибкого механизма реформирования учебного процесса, чрезвычайно затрудняет дальнейшее развитие экономического образования в общеобразовательной школе. В этом случае система дополнительного образования имеет существенные преимущества перед основной школой:

  • во-первых, этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенка, что дает возможность естественным образом выделить детей с различными потребностями в образовании и профессиональной ориентацией. Это позволяет предлагать образовательные услуги всем детям без всякого принуждения, на привлекательной основе свободного выбора;
  • во-вторых, преподавание экономики в системе дополнительного образования определяет доступность качественного экономического образования для всех учащихся города в независимости от того, преподается или нет, этот предмет в их школе;
  • в-третьих, "вживление" инновационного по своей сути и во многом не до конца разработанного направления образования в жесткую организационную структуру общеобразовательной школы требует большего количества сил, материальных и временных затрат, что приведет, особенно на первом этапе, к неизбежным потерям в качестве экономического образования;
  • в-четвертых, общеобразовательным школам города в очень сложной экономической ситуации не нужно вкладывать средства в довольно длительную и дорогостоящую подготовку и содержание преподавателей экономики, которые будут заняты, как правило, с неполной часовой нагрузкой и не имеют возможности (в силу совместительского характера преподавания) давать качественные знания учащимся, в то время как, преподаватели специализированной школы, имея хорошие знания, возможность непрерывного повышения квалификации, создания методической службы, могут с большой результативностью преподавать экономику не только в учреждении дополнительного образования, но и в других школах города;
  • в-пятых, учреждение дополнительного образования (УДО) имеет возможность решить проблему внедрения курса экономики в общеобразовательных школах города, применяя все перечисленные выше организационные формы преподавания. Например, вести экономику силами преподавателей УДО:
    • на базе специализированных классов средних школ города на основе тройных договоров между общеобразовательной школой, учреждением дополнительного образования и факультетом довузовской подготовки высшего учебного заведения;
    • на факультативных курсах в школах города по договорам между ними и администрацией учреждения дополнительного образования;
  • в-шестых, централизация экономического образования позволяет аккумулировать денежные средства в одном бюджете и привлекать дополнительные источники финансирования в виде фонда родительской платы и спонсорских взносов и т.д..
  • и, наконец, последнее - сфера дополнительного образования в большей степени, чем общеобразовательная школа, дает возможность инновационной деятельности в образовании, его программно-методическом обеспечении, экспериментальной и организационно-массовой работе, а также в подготовке кадров учителей экономики, что весьма актуально в новом для нашей страны направлении образования школьников - развитии экономического мышления.

Исходя из выше сказанного, становится понятными роль и место Экономической школы в системе образования г. Бердска в целом и дополнительного образования, в частности.

История Бердской Экономической школы насчитывает около 10 лет. В 1994 году открыто сначала муниципальное, а теперь государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Экономическая школа" (ГОУ ДОД "Экономическая школа") - пример современного способа организации экономического образования школьников.

Такая форма организации образовательного процесса позволяет нам иметь следующие преимущества, которых нет (или они слабо выражены) у основной школы:

  • личностную ориентацию образования;
  • профильность;
  • практическую направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

В настоящее время экономическое образование школьников в г. Бердске развивается по следующим направлениям:

  • экономическое и правовое образование, ставящее своей основной задачей развитие экономического мышления и активного гражданского поведения школьников, а также их подготовку к поступлению на экономические отделения высших учебных заведений. Это направление развивается в рамках учреждения дополнительного образования, а также на базе специализированных лицейных классов общеобразовательных школ;
  • преподавание основ рыночной экономики, ставящее перед собой задачу воспитания грамотного потребителя рыночного общества - в рамках факультативных занятий в школах города

Сегодня Экономическая школа активно сотрудничает с пятью общеобразовательными школами города, на базе которых организованы специализированные классы или ведется преподавание экономики преподавателями ЭШ по нашим учебным программам, с методическим обеспечением и контролем ЭШ.

Структура взаимодействия ЭШ с общеобразовательными школами г. Бердска


Организация учебно-воспитательного процесса

Образовательный процесс в ГОУ ДОД "Экономическая школа" построен в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Новосибирской области и оперативным учебным планом ЭШ. Он предполагает разнообразие образовательных программ с учетом потребностей, индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка. Доминирующей идеей учебно-воспитательного процесса является создание образовательной системы, способствующей максимальной адаптации школьников к жизни в условиях правового государства и рыночных отношений, развитию предпринимательских способностей детей, а также созданию дополнительных условий для социализации и гармоничного развития личности.

Преподавание основ рыночной экономики в ЭШ ведется по программе "Современная экономика", разработанной Международным Центром Экономического и Бизнес Образования (г. Москва). Наиболее сильной, на наш взгляд, программе по экономике для школьников и единственной, получившей на сегодняшний день, рекомендации Министерства образования России.

Общий учебный цикл разделен в настоящее время на три блока:

  1. блок - подготовительное отделение - для учащихся 3-7 классов. Основная задача отделения - развитие интеллектуальных способностей младших школьников, на основе преподавания логики, математики, основ экономики, права, информатики, английского языка с целью более успешного освоения этих курсов в старшем звене.
  2. блок - первая ступень экономического отделения - для учащихся 8-9 классов. Основной задачей этого этапа обучения становится развитие экономического мышления через получение учащимися системы экономических знаний. Если основной задачей первого блока было - научить думать вообще, то на этом этапе, основная задача сводится к задаче - научить думать экономическими категориями.

    На этой ступени обучения школьники изучают следующие курсы: экономическую историю, прикладную экономику (основы предпринимательства), основы потребительского права, этноэкономику, английский язык, информатику, математику

  3. блок - вторая ступень экономического отделения - для учащихся 10-11 классов является блоком довузовской подготовки школьников. На этой ступени в течение двух лет обучения школьники изучают: основы микро- и макроэкономики, экономическую математику, политологию, деловой английский язык, основы правовых знаний, менеджмент и другие.

Основная задача этого блока - подготовка учеников к поступлению в высшие учебные заведения экономического и гуманитарного профиля.

Учебные предметы состоят из годичных курсов. Хотя изучение предметов ведется 2-7 лет, специфика дополнительного образования предусматривает ежегодное дополнение и "перетекание" контингента учащихся из одного отделения в другое. Все программы, поэтому, рассчитаны на один год, (кроме программы Основы экономики для 10- 11 класса, рассчитанной на 2 года) и являются законченными курсами. Но, в то же время, они представляют собой взаимосвязанную систему, объединенную в один предмет, которая может преподаваться как одним, так и разными учителями. Такое положение позволяет ребенку приступить к обучению в любом возрасте с 2 по 10 класс. Учащиеся, которые начали обучение раньше, получают полный объем знаний, умений, навыков. Учащиеся, начавшие обучение позднее - получают другой объем знаний без ущерба для себя и учебного процесса в целом.

Кроме того, все учебные блоки дополнены факультативами. В программу обучения включены такие общеразвивающие курсы как: этикет, история культуры, основы конструктивного общения, решение интеллектуальных задач (РИЗ) и другие.

Набор этих курсов далеко не случаен. Он исходит из концепции того, что наличие экономической свободы предполагает наличие свободы духовной, политической, свободы творчества. Воспитание ребенка в этих условиях - это воспитание гармоничного человека, воспринимающего мир во всем его многообразии. Нашей задачей является не развитие неких утилитарных "рыночных качеств" в ребенке, а обретение им внутренней свободы для саморазвития и самоактуализации.

Учебный план составлен для трех образовательных отделений (подготовительное, экономическое и гуманитарное) и обеспечивает вариативность в выборе уровней и направлений образования, новых педагогических технологий, объема нагрузки. Учебный план школы носит открытый и динамичный характер и обеспечивает преемственность между отделениями и этапами обучения. Каждому курсу в учебном плане отведено количество часов, необходимое для качественного усвоения учебной программы и индивидуального развития ребенка. Помимо обязательных учебных программ планом предусмотрена научная работа учащихся, направленная на развитие исследовательских способностей школьников, а также индивидуальные формы работы с потенциальными участниками олимпиад и конкурсов по учебным дисциплинам.

Каждый учащийся может сам выбирать предметы, которые он хотел бы изучать, при чем их количество может быть любым и ограничивается лишь физическими возможностями ребенка.

Занятия в ЭШ проводятся сочетают использование классно- урочных занятий и нетрадиционных способов и методов. Используются активные формы обучения: деловые игры, решение ситуационных задач, моделирующих упражнений, беседы, КВН, дебаты различные конкурсы и викторины.

Образовательные программы составлены таким образом, чтобы исключить дублирование программ общеобразовательной школы. Педагоги ЭШ используют как готовые разработки, опубликованные в печати, разработки Международного Центра Экономического и Бизнес Образования (МЦЭБО, г. Москва), Национального Совета по Экономическому Образованию (США), так и собственные методические разработки.

Учебно-воспитательный процесс идет непрерывно. Он продолжается и в каникулы. Традиционными стали экономические игры для учащихся 2-7 классов. Для старшеклассников проводятся открытые (с участием школьников и студентов из гг. Новосибирска и Искитима) турниры Зимний и Осенний по основам экономической теории и МЭКОМ (моделирующая компьютерная игра Моделирование Экономики и Менеджмента). С 2002 года в турнир включены соревнования по основам потребительских знаний, которые раньше проводились только для учащихся ЭШ. Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в следующих соревнованиях:

  • Всероссийские областные, региональные олимпиады по экономике, МЭКОМ, основам потребительских знаний, где неоднократно занимали призовые места;
  • Олимпиады вузов г. Новосибирска;
  • Международная математическая олимпиада "Кенгуру" и Всероссийская олимпиада по русскому языку "Русский медвежонок".
  • Различные соревнования и конкурсы в сети Internet.

Качество преподавания подтверждается и высокими результатами, которые показывают студенты экономической школы на региональных, зональных, всероссийских и международных соревнованиях и олимпиадах по экономике.

В связи с выполнением задачи создания дополнительных условий для гармоничного развития личности и содержательного досуга в ЭШ большое внимание уделяется воспитательному процессу. Особенности учреждения дополнительного образования заключаются в том, что детский коллектив формируется в начале года из учащихся разных школ. Перед педагогами и психологами стоит задача сформировать работоспособный коллектив школьников. Согласно плану учебно-воспитательной работы для учащихся организуются встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи, поездки в театры и т.д. Традиционными стали праздники: посвящение в студенты, Рождественские вечера, Hallowе'еn, выпускные вечера. В каникулярное время проводятся олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Начиная от момента поступления до самого выпуска, на протяжении всех лет учебы благодаря многолетнему сотрудничеству ЭШ с Психологическим центром г.Бердска, учащиеся ЭШ находятся под наблюдением профессиональных психологов, а начиная с 2001 года - и валеологов. Педагоги школы, ученики и их родители в любой момент могут получить квалифицированную психологическую и медицинскую консультацию. Совместно с медиками, психологами ведется исследование утомляемости школьников, и предпринимаются меры к ее снижению.

В 1999 году ЭШ переехала в новое, более просторное помещение. Это позволило существенно расширить наши возможности по обучению детей, как старших, так и младших классов основам экономической теории и права. Если на начало 1998- 1999 уч. года в школе обучалось 384 учащихся, то уже в 1999-2000 уч. году- 405, 2000- 2001 уч. году - 516 учащихся (расширение контингента произошло за счет открытия отделения для учащихся 2-4 классов.), в 2001- 2002 уч. году - 620 учащихся (кол-во учащихся увеличилось за счет расширения сотрудничества со школами и открытием гуманитарного отделения). В 2002- 2003 уч. году, несмотря на сокращение количества школьников данных возрастов из-за демографических проблем, школе удалось сохранить уровень набора. В настоящее время в ЭШ учатся 520 школьников с 3 по 11 классы из всех школ г. Бердска.

После окончания ЭШ, несмотря на огромные конкурсы на экономических отделениях, выпускники школы из года в год успешно поступают в высшие учебные заведения гг. Новосибирска и Москвы. Студентами и выпускниками таких престижных учебных заведений как:

  • Государственный Университет - Высшая Школа Экономики (Москва)
  • Новосибирский Государственный Университет;
  • Новосибирская Государственная Академия Экономики и Управления;
  • Новосибирская Академия Водного Транспорта;
  • Архитектурно- строительный Университет;
  • Новосибирский Государственный Технический Университет;

и многих других вузов являются многие бывшие ученики нашей школы. Студентами Государственного Университета Высшей Школы Экономики в Москве стали А. Санников и Э. Исфандияров в 1998г.; Паклин Петр-в 2000 год. Ежегодно выпускники становятся студентами НГУ (Кулакова Катя, Конева Анна, Химич Александра, Михайлов Антон, Щербаков Андрей и многие другие). У школы заключены договоры о сотрудничестве с Новосибирской Академией Управления и Экономики, экономическим факультетам Новосибирского Государственного Университета. Кроме того, мы взаимодействуем с Государственным Университетом "Высшая Школа Экономики" (г. Москва).

Конечно, работа школы, это, в первую очередь, обеспечение успешной деятельности детей, но сделать это было бы невозможно без научно- методического сопровождения работы учителей.

Научно-методическая работа в ЭШ за 1998-2003гг

Обучение и воспитание школьника в интересах личности, общества и государства, ориентация образовательного процесса на развитие мотивации личности к познанию мира и творчеству, а также успешная адаптация личности в условиях правового государства и рыночной экономики были бы невозможны без методического сопровождения учебного и воспитательного процессов в ЭШ.

В связи с тем, что школа работает в новом, для отечественной системы образования направлении, не имеющем достаточного программно- методического обеспечения, проблема развития научно- методической работы в ЭШ с первых дней была одной из первоочередных задач.

В школе работает сплоченный коллектив, в котором 21 учитель, из них 3 высшей категории, 7 человек имеют 1 и 3- 2 категории. 6 человек имеют неоконченное высшее образование, являются студентами НГУ, НГПУ и

СибУПК, под руководством методистов формируют свое педагогическое мастерство. Коллектив состоит из энергичных, творческих личностей. Квалификационный уровень преподавательского состава очень высок.

На протяжении всех десяти лет работы школы работают методические объединения учителей. Под методическим объединением (МО), мы понимаем объединение учителей одного внутринаучного направления:

  • экономика (методисты О.А.Щетинин, И.В.Ермакова, Н.В.Колмыкова)
  • иностранный язык (методист Е.В. Фонграт)
  • начальная школа (методист Сивова В.В.)
  • математика и информатика (методист Григоренко М.В.)
  • история, культурология и право (методист Палей Н.В.)

Работа методических объединений обеспечивает преемственность и взаимосвязь различных отделений и образовательных областей с другими в системе общешкольной интеграции. Тематические заседания обеспечивают условия для роста педагогического мастерства и профессионализма. Работа методических объединений помогает сформировать у учителей индивидуальную, высокоэффективную систему работы, профессиональные позиции. Благодаря наличию в школе системы методической работы ежегодно успешно происходит планирование учебной и внеурочной деятельности по предметам, организуется аттестационная подготовка учителей, планируется и распределяется нагрузка, замены отсутствующих учителей. В обязанности методистов входит изучение, распространение и использование передового опыта. Все руководители методических объединений являются членами научно- методического совета школы и аттестационной комиссии. Методическая работа, проводимая преподавателями школы, ежегодно анализируется на итоговом педагогическом совете. В обязанности каждого преподавателя входит ежегодное составление учебных программ и защита их на методическом объединении с последующим утверждением на научно- методическом совете школы.

Научно- методический совет школы (НМС) ежегодно осуществляет курирование учебных программ преподавателей, контролирует работу методических объединений, организует и осуществляет связь школы с вузами и другими образовательными учреждениями, принимает непосредственное участие в подготовке аттестации учителей. Практически все учителя экономики имеют профессиональное экономическое образование и прошли различные формы подготовки и переподготовки преподавателей экономики.

Можно назвать следующие виды и формы повышения квалификации, на которых побывали преподаватели экономики школы:

  1. Недельные стартовые и установочные семинары по подготовки преподавателей экономики "JA";
  2. Пятидневные семинары по подготовки преподавателей экономики НСЭО США с участием профессоров Майкла Уотса и Филла Сандерса;
  3. Пятидневные семинары МЦЭБО по подготовке преподавателей экономики продвинутого уровня с выдачей постоянного сертификата на право работы по программе "Современная экономика";
  4. Трехмесячные курсы переподготовки преподавателей экономики в РЦ Гуманитарного образования и Высшей школы экономики в Москве;
  5. Русские серии семинаров по подготовки преподавателей экономики НСЭО США "Тренинг тренеров";
  6. Международный семинар по экономическому образованию в начальной школе;
  7. Курсы повышения квалификации школьных преподавателей по специальности "учитель экономики", проводимых НГУ совместно с Германо-Российским институтом общего экономического образования.
  8. Стажировки для школьных преподавателей экономики в Америке и Голландии и т.п.

Ежегодная курсовая подготовка учителей школы позволяет сохранить высокий уровень преподавания в школе. В 2000-2002 гг. 22 учителя прошли курсовую подготовку. Из них 7 человек на базе НИПКиПРО (г.Новосибирск), 1- в ГЦРО (г. Новосибирск), 2- в федерации Интернет-образования (г. Новосибирск), 3 - в НГУ, 9 человек прошли курсовую подготовку разного уровня на базе МЦЭБО (г. Москва) и ЦЭБО (г. Новосибирск), в том числе двое преподавателей экономики приняли участие в конкурсе и получили возможность пройти стажировку Тренинг тренеров по экономике Национального Совета по Экономическому Образованию США (гг. Москва, Санкт-Петербург, Алматы, Омск).

Высокий профессионализм, педагогическое мастерство, работа над повышением уровня преподавания и качества успеваемости позволяют учителям ежегодно принимать участие в аттестации. В 1998-2002 гг. 15 человек успешно прошли аттестацию, из них 3 на высшую категорию, 8 на первую, 4 на вторую. В том числе аттестована и администрация школы.

Учителями ЭШ создан ряд учебно-методических пособий, учебные тетради для учеников, опубликованы статьи в научных журналах и периодических изданиях. Педагогический коллектив школы продуктивно работает над созданием методических разработок внеклассных мероприятий. Наиболее глобальным из которых является ежегодная международная Сибириада "Шаг в мечту", которую ЭШ проводит совместно с Государственным Университетом-Высшая Школа Экономики (г.Москва).

Преподаватели ЭШ обучают не только школьников. Одним из направлений преподавательской деятельности является обучение взрослых. В последние годы преподавателями ЭШ при поддержке НИПКиПРО были подготовлены и проведены семинары для учителей области.

В 1998-2002 гг. было проведено 13 семинаров для учителей Новосибирской области. Подготовлены более 300 учителей экономики из разных районов и городов области. (Более подробно деятельность школы в данном направлении рассмотрена в разделе, посвященном деятельности РЦ МЦЭБО)

Высокий профессионализм, инициативность, творчество помогают ЭШ ежегодно принимать участие в грантовских проектах и выигрывать их. Успешная деятельность школы и ее развитие были бы невозможны без финансов, которые школа получает благодаря грантам. На средства грантов Департамента Образования США были проведены три семинара по экономике для учителей сельских школ, в творческой лаборатории ЭШ подготовлена брошюра о школе и Шаге в мечту, а также проведен брифинг для глав местных органов управления образованием и директоров школ Новосибирской области. Школа, наконец смогла осуществить свою давнюю мечту-создать веб-сайт, содержащий данные по экономическому образованию, методические разработки для учителей и школьников, изучающих экономику.

Одной из задач ЭШ является работа с учащимися в области довузовской подготовки. На протяжении многих лет ведется сотрудничество с вузами Новосибирска. Среди учащихся ЭШ и их родителей ежегодно проводится анкетирование с целью выяснения их предпочтений в области высшего образования. Далее проводится работа с кафедрами довузовской подготовки, заключаются договоры с институтами. Учащиеся получают возможность познакомиться с предметными программами по подготовке в институты, требованиями предъявляемыми на вступительных экзаменах в конкретных институтах, методическими разработками для подготовительных курсов в институтах. Учащиеся принимают участие в олимпиадах, конференциях, днях открытых дверей и других мероприятиях, организуемых институтами.

Партнерами в довузовской подготовке ЭШ являются ряд вузов: НГАЭиУ, Архитектурно-Строительный Университет, НГУ. Подготовленные учителями ЭШ абитуриенты показывают хорошие и отличные знания на вступительных экзаменах по экономике, математике, английскому языку, обществознанию и другими предметам.

Как показала, II региональная научно-методическая конференция по довузовской подготовке школьников, проходившая 22.11.2002 г. в НГАЭиУ, усилилась тенденция взаимодействия вузов со школами, готовящими мотивированных абитуриентов, поэтому в будущем сотрудничество ЭШ с институтами будет расширяться.

Школа пристально следит за судьбой своих выпускников. 97% выпускников ЭШ поступают вузы Москвы, Новосибирска и других городов России. Некоторые из тех, кто окончил школу в недавнем прошлом, вернулись в альма-матер в качестве преподавателей. Таким образом, школа сама готовит себе смену, педагогический состав ежегодно пополняется грамотной, инициативной молодежью.

Школа открыта к сотрудничеству на разных уровнях. На протяжении нескольких лет она является Региональным центром МЦЭБО.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ЭШ

Для снижения утомляемости учащихся и отслеживания их физического и духовного здоровья в школе создано психологическое сопровождение, как каждого ребенка, так и учебно-воспитательного процесса в целом.

Психологическое сопровождение в ЭШ осуществляется по следующим направлениям:

  • Диагностика
  • Развивающая работа
  • Просвещение
  • Профилактика

ДИАГНОСТИКА

Решаемые задачи:

  • Определение мотивации студентов к обучению в ЭШ.
  • Выявление особенностей психологического развития учащихся.
  • Определение степени удовлетворенности родителей обучением детей в ЭШ.
  • Разработка рекомендаций по развитию личности ребенка.

Для каждого из существующих в ЭШ отделений существует свой банк методик, применяемый при ежегодном наборе студентов (См. Приложение 2). Результаты входного тестирования учитываются при формировании групп и составлении учебных программ. Это одно из направлений интеграции деятельности психолога и педагогов на этом этапе.

Ежегодно в октябре и апреле-мае проводится анкетирование студентов для отслеживания мотивации посещения учащимися ЭШ (См. Приложение 3). Анализ результатов свидетельствует о стабильной положительной динамике по всем показателям: возросло количество интересных уроков в 2001-02 уч. г. на 3% по сравнению с 2000-01 уч. г. и на 8% по сравнению с 1999-00 уч. г.; познавательных уроков в 2001-02 уч. г. стало на 3% больше по сравнению с 2000-01 уч. г. и на 8% по сравнению с 1999-00 уч. г.; показатель "этого не проходим в общеобразовательной школе" в 2001-02 уч. г. увеличился на 3% уроков по сравнению с 2000-01 уч. г. и на 5% по сравнению с 1999-00 уч. г.; количество уроков, которые нравятся, как учителя их ведут, в 2001-02 уч. г. на 2% больше по сравнению с 2000-01 уч. г. и на 7% по сравнению с 1999-00 уч. г.. Посещение предметов только по желанию родителей или из-за рейтинга отсутствует. Так как выборка опрошенных студентов значима (85-90%), то считаем, что полученные результаты достаточно достоверны.

Результаты анкетирования анализируются совместно психологом и педагогами, и в случае необходимости корректируется деятельность педагогического коллектива или отдельного педагога.

В конце учебного года также проводится анкетирование родителей для определения степени удовлетворенности родителей обучением детей в ЭШ (См. Приложение 4). На вопрос анкеты "Оправдываются ли ваши ожидания от обучения ребенка в ЭШ?" количество ответов "удовлетворены полностью" в 2001-02 уч. г. увеличился на 6% по сравнению с 2000-01 уч. г. и на 20% по сравнению с 1999-00 уч. г.; количество ответов "удовлетворены в большей мере" в 2001-02 уч. г.; увеличился на 6% по сравнению с 2000-01 уч. г. и на 20% по сравнению с 1999-00 уч. г.; ответов "не удовлетворены" не было. Набор предметов, предоставляемых учащимся в ЭШ, полностью устраивает родителей в 2001-02 уч. г. на 5% больше ,чем в 2000-01 уч. г. и на 7% по сравнению с 1999-00 уч. г.; ответов "не устраивает" не было. Ответов родителей, что их ребенок чувствует себя среди одногруппников комфортно в 2001-02 уч. г. было на 2% больше по сравнению с 2000-01 уч. г. и на 6% по сравнению с 1999-00 уч. г.; отрицательных ответов не было.

80-85% родителей ежегодно планируют продолжение обучения своих детей в ЭШ по полной программе, 10-15 - по выбранным предметам (это связано с различными причинами: состояние здоровья, большая нагрузка в основной школе, занятия на курсах в вузах). Результаты анкетирования за три учебных года представлены в приложении 5. Выборка родителей обычно составляет 65-70%.

Таким образом, данные, полученные путем анкетирования родителей и учащихся, свидетельствуют об успешной организации учебного процесса.

Ежегодно психологами проводится диагностика познавательной сферы учащихся, используются методики ШТУР и "Матрицы Равена". Результаты этой диагностики применяется для перспективного планирования и формирования групп по отделениям на следующий учебный год.

В течение учебного года проводится индивидуальная диагностика учащихся по их запросам и запросам родителей. Все используемые диагностические методики рекомендованы к применению городским Психологическим Центром.

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

В школе мы имеем возможность, предоставить всем учащимся посещать предмет-факультатив "Основы конструктивного общения", на котором они могут решить многие свои психологические проблемы.

Решаемые задачи определяются возрастом учащихся.

Для начальной школы:

  • Развитие чувства понимания и потребности в общении.
  • Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие произвольности.
  • Снятие страхов, агрессивности.

Для учащихся 6-8 классов:

  • Развитие навыков общения.
  • Развитие уверенности в себе.
  • Развитие познавательных процессов.

Для учащихся 9 классов:

  • Формирование навыков общения.
  • Отработка приемов разрешения конфликтов.
  • Обучение умению отстаивать свою позицию и точку зрения, противостоять давлению сверстников.

Для учащихся 10-11 классов:

  • Развитие навыков ведения диалога, переговоров, делового разговора.
  • Развитие гибкости поведения.
  • Знакомство с приемами аргументации.
  • Обучение регулированию конфликтных ситуаций.
  • Развитие навыков публичного выступления.

Занятия проходят в активной форме с использованием игровых упражнений, ролевых и подвижных игр, элементов тренинга, рисования, диагностической работы и т. д. Ребята имеют возможность в смоделированных ситуациях упражняться в искусстве аргументации, диалога, переговоров, разрешения конфликтов и т. д., учатся работать с тестами. Интерес среди учащихся к предмету держится постоянно на высоком уровне от 87% и выше.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Решаемые задачи:

  • Повышение психологической грамотности педагогов и родителей.
  • Формирование потребности использования психологических знаний в работе по развитию личности ребенка.

    В течение учебного года проводятся семинары для педагогов, групповые консультации для родителей. Наиболее востребованы семинары по темам: "Возрастные особенности детей младшего школьного возраста", "Возрастные особенности подростков", "Учитель и проблемы дисциплины", "Взаимосвязь педагогов и родителей в работе с ребенком".

ПРОФИЛАКТИКА

Решаемые задачи:

  • Предупреждение возможного неблагополучия в развитии учащихся ЭШ.
  • Создание психологически благоприятных условий для развития личности ребенка.

Это направление деятельности включает индивидуальное консультирование учащихся, педагогов и родителей по возникающим проблемам в течение учебного года; наблюдение за учащимися, посещение уроков.

Психологи ЭШ постоянно активно участвуют в ежегодном проведении Сибириады "Шаг в мечту". Их деятельность начинается с предварительной работы с командой ЭШ, подготовки игротехников. На Шаге - это организация программы "Знакомство" для детей и руководителей, различных конкурсов, проведение социологического опроса, при необходимости обеспечение психологической помощи.

Психологи школы сотрудничают с педагогами школы при проведении "Интеллектуальных игр", различных праздников, помогая в подготовке ведущих из числа учащихся.

Все направления деятельности психологического сопровождения осуществляются в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом ЭШ, поэтому мы имеем положительную динамику по всем отслеживаемым процессам.

Для достижения более высоких результатов нам необходимо решить следующие проблемы: более грамотно использовать психологические знания о возрастных особенностях при организации уроков, полностью исключить дублирование школьной программы, разнообразить формы и методы, используемые в организации учебного процесса.

Анализ деятельности школы был бы неполным без освещения такого аспекта как контроль над работой всех систем школы.

Контроль работы школы

Контроль работы школы ведется в нескольких направлениях:

  • Контроль за деятельностью преподавателей-предметников
  • .Контроль за проведением общешкольных мероприятий
  • Контроль за деятельностью методистов
  • Контроль за повышением уровня знаний учащихся ЭШ
  • Контроль за сохранностью контингента.

1. Контроль за деятельностью преподавателей-предметников осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной и учебно-методической работе, методисты.

Формы контроля:

  • Посещение учебных занятий, после которых, совместно с преподавателем, проводится анализ урока. График посещения занятий составляется ежеквартально и согласовывается с преподавателями.
  • По окончанию учебного года преподаватели представляют аналитический отчет по своему предмету. Результаты учитываются при составлении аналитического отчета работы школы за год.
  • 1 раз в четверть проводится проверка журналов преподавателей.
  • Дважды в учебном году психологом школы проводится анкетирование учащихся с целью выяснения их познавательного интереса к предмету, а также к стилю и форме его преподавания. Обсуждение и анализ результатов анкетирования проходит на совещании при директоре, на заседаниях педагогического совета и методических объединений.
  • Ежемесячно преподаватели, ведущие уроки в общеобразовательных школах, подают сведения в форме справки о проведенных занятиях заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

2.Контроль за проведением общешкольных мероприятий осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Формы контроля:

  • Контроль и анализ деятельности педагога- организатора и кураторов
  • Посещение и анализ мероприятий, проводимых в ЭШ.
  • Проведение психологом школы анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения к внеучебным мероприятиям.

3.Контроль за деятельностью методистов осуществляет заместитель директора по научно-методической работе, а именно: проверяет и анализирует их работу по перспективным (на год, утвержденным директором в начале учебного года) и ежемесячным планам. Каждый преподаватель делает анализ своей работы по программе, который обсуждается с методистом и сдается заместителю директора по НМР. Все методисты являются членами научно - методического совета, который контролирует составление и реализацию учебных программ, а также курирует работу методических объединений.

4.Контроль за повышением уровня знаний учащихся ЭШ осуществляет весь педагогический коллектив во главе с администрацией ЭШ.

  1. Входной контроль: при поступлении в ЭШ учащиеся 3 - 10 классов проходят вступительное тестирование с целью формирования учебных групп.

  2. Текущий контроль:

    • Организация зачетных недель в конце каждого полугодия (третья неделя декабря и четвертая неделя апреля - первая неделя мая), по итогам которых проводится анализ успеваемости учащихся. При этом контрольные задания и тесты предварительно согласовываются с методистами и психологами. В каждом полугодии по итогам контрольной недели подводится рейтинг учащихся. По итогам рейтинга определяются и награждаются стипендиаты ЭШ согласно "Положению о стипендии".
    • Проведение анкетирования учащихся ЭШ с целью психологической диагностики их мотивационной сферы один раз в полугодие.
    • Участие и результаты выступления учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

    Анализ разных форм текущего контроля обсуждается на заседаниях научно- методического совета, педсоветах и совещаниях при директоре.

  3. Итоговый контроль.

    • Проведение экзаменов и зачетов в конце учебного года, по итогам которых учащиеся переводятся на следующий учебный год, а также выпускные экзамены для учащихся 11 классов.
    • Отслеживание поступления выпускников в вузы

5. Контроль за сохранностью контингента. Руководители отделений и кураторы групп контролируют посещаемость занятий учащимися, выясняют причины пропусков занятий, поддерживают связь с родителями. Сведения о посещаемости и отсеве учащихся подаются заместителю директора по УВР один раз в четверть.

Деятельность Регионального Центра МЦЭБО по Новосибирской области

Являясь Региональным центром МЦЭБО ГОУ ДОД "Экономическая школа" определяет своей задачей по возможности наиболее полное решение проблем, стоящих перед экономическим образованием Новосибирской области, используя помощь, опыт и учебно-методические материалы Международного Центра Экономического и Бизнес Образования.

Основными направлениями работы РЦ МЦЭБО по Новосибирской области являются:

  • Оказание организационной, методической, консультационной помощи преподавателям экономики Новосибирской области;
  • Проведение стартовых и продвинутых семинаров по экономике для учителей области;
  • Совершенствование учебных программ, материалов, методов преподавания и контроля знаний, получаемых на основе систематизации и оценки опыта работы преподавателей экономики в регионе;
  • Развитие и совершенствование различных форм работы со школьниками и молодежью с целью формирования у них стимулов к приобретению экономических знаний, выявления одаренных и талантливых молодых людей, содействия их дальнейшему интеллектуальному развитию и профессиональной ориентации.

В настоящее время благодаря сотрудничеству Регионального центра г.Бердска с МЦЭБО в Новосибирской области осуществлен ряд образовательных проектов.

Так, в течение семи последних лет преподавателями ЭШ, при поддержке Новосибирского Областного Управление образования, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Новосибирска, Международного Центра Экономического и Бизнес Образования и Национального Совета Экономического образования США, было проведено 18 семинаров по подготовки и переподготовки учителей экономики. В них участвовали более 500 учителей из разных районов Новосибирской области, Красноярского края, Казахстана, Барнаула, Бийска и других городов.

Силами наших учителей и методистов разрабатываются и внедряются новые учебные курсы и учебно-методические материалы, например, курс для младших школьников "Начало экономики", курс "Потребительского права", курс "Экономическая математика" и т.п.; оказывается методическая помощь и поддержка учителям экономики школ города и области.

За время работы "Экономической школы" мы издали следующие учебно-методические пособия, которые используются не только преподавателями нашей школы, но и учителями других городов России и Казахстана:

  1. Брошюра "Экономика в задачах" тираж -250 экз. 1996г. Автор -преподаватель экономики, Щетинин О.А.
  2. Брошюра "Поиграем в экономику" разработка сценариев экономических игр и соревнований тираж -250 экз. 1996г. Авторы - преподаватели и методисты ЭШ.
  3. Сборник сценариев МЭКОМ - 200 экз. 1996г. -Авторы - Санников А., Щетинин О.А., Ермакова И.В. и другие.
  4. Учебно - методический комплект для младших школьников "Начала экономики" три издания общим тиражом 15 тыс. экземпляров. 1997, 1999, 2002 гг. Авторы - Ермакова И.В. и Протасевич Т.А.
  5. Брошюра "Шаг в мечту" разработка сценариев экономических игр и соревнований Сибириады тираж -250 экз. 2002г. Авторы - преподаватели и методисты ЭШ.

Кроме того, в 2002 году мы создали свой сайт - "Начала экономики", на котором разместили материалы для учителей и школьников, занимающихся экономическим образованием.

С целью дальнейшего развития экономического образования в Новосибирской области, 31 января - 1 февраля 2002 года Бердская Экономическая Школа провела брифинг на тему: "Развитие школьного экономического образования Новосибирской области". На него были приглашены руководители управлений образования Новосибирска и Новосибирской области, а также заинтересованные лица. Всего в мероприятии приняло участие 61 человек, в т.ч. представители Управления Образования Администрации НСО и г. Новосибирска, НИПКиПРО, Обл.ЦИТа, руководители органов управления образованием г. Новосибирска и Новосибирской области, а также представители средств массовой информации.

Анализ анкет участников, заполненных по окончанию брифинга, показал что:

  • более чем 70% опрошенных поставили ему максимальную оценку, 24 % участников поставили мероприятию оценку "хорошо" и лишь 2 человека отметили, что присутствует "повторение материала и он идеологизирован";
  • участники брифинга отметили, что у них "появилась заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве в области школьного экономического образования, а представленная информация раскрыла дальнейшие перспективы развития экономического образования в школах"
  • большая часть участников брифинга высказались за продолжение работы по этому направлению.

В рамках Регионального Центра, мы проводим работу не только с учащимися Экономической школы. Мероприятия, организуемые Экономической школой для школьников области:

  • Ежегодные региональные, областные и городские олимпиады, конкурсы и соревнования по основам экономической теории, компьютерной игре "Моделирование экономики и менеджмента", потребительскому праву и др;
  • Областная экономическая олимпиада, которая состоялась с 5 по 8 января 1998 г в г. Бердске. В ней приняли участие более 50 школьников из Новосибирской области;
  • Областной экономический Фестиваль школьников, который проходил с 20-27.09.97 В нем принимали участие 85 учащихся из Новосибирска, Бердска, Искитима, Куйбышева, Болотного, р.п. Мошково, Кочек, Кольцово.
  • Ежегодные открытые товарищеские турниры по МЭКОМ, экономической теории и потребительскому праву, проводимые в дни осенних и зимних каникул для школьников Новосибирской области и г. Новосибирска.

Уже десять лет подряд преподаватели нашей школы организуют и проводят Сибириаду "Шаг в Мечту", которая из Всероссийской превратилась в Международную. На протяжении пяти лет встреча собирает более 200 школьников из 16- 18 городов России и Казахстана. Сейчас "Шаг в Мечту" имеет статус межрегиональной олимпиады и победители по экономической теории, основам потребительских знаний и МЭКОМ приглашаются на Всероссийские олимпиады в г. Москву.

Главным соревнованием Шага является теоретический тур на знание экономики. Его победитель зачисляется в Государственный Университет-Высшая Школа Экономики (г. Москва) на факультет экономики без экзаменов. Задания для экономической теории готовят преподаватели Государственного Университета Высшая Школа Экономики. Ежегодно университет командирует 2-3 преподавателей для проведения соревнований и проверки задний. Все игры и конкурсы, задания разрабатываются учителями и методистами нашей школы. Выпущено два методических сборника с этими разработками. Нашу школу представляют учащиеся 3- 11 классов, которые занимают первые 10- 15 мест в рейтинге ЭШ (система оценок и стимулирования учащихся, которая осуществляется в соответствии с положением о рейтинге учащихся). Команда ЭШ является самой большой по численности и имеет в своей копилке множество побед и призовых мест.

Дальнейшее развитие этой работы на базе Экономической Школы позволит совершенствовать работу по дальнейшему становлению школьного экономического образования в Новосибирской области с целью вывести его на более высокий уровень и масштаб.

Успешность работы всех систем и направлений школы во многом объясняется качественным психологическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.


E-mail/


Летопись БЭШ

Организация экономического образования

Наши друзья

Фанклуб МЭКОМ

Тесты, задания, конкурсы

Приколы и творчество юных экономистов

Фотоальбом