Начала экономики Сибириада Кладезь премудростей Что нового?

Организация экономического образования

Программа по курсу "Основы правовых знаний".
(68 часов).

Преамбула: концепция модернизации современного образования выдвигает на первый план требования правовой и политической грамотности и культуры, а также социализации личности в условиях построения правового государства в России.

Предмет "Основы правовых знаний" ставит цель познакомить учащихся с основными этапами возникновения и развития института права, а также дать представления о правотворчестве, ветвях власти и отраслях права.

Предполагаю, что изучение данного курса поможет школьникам научиться понимать и уважать законы, бороться за свои права, разбираться во всем многообразии отношений, урегулированных правом и не растеряться в сложных ситуациях, которые могут возникнуть в их жизни.

В ходе преподавания планируются разнообразные формы уроков, см. тематическое планирование.

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Форма урока

Новая лексика

Форма проверки знаний учащихся

1.

Вводный урок. Предъявление литературы. Что такое право. История возникновения института права.

6

Лекция

Право

Общество

Свобода

Государство

Собеседование

2.

Основные права и свободы человека

2

Лекция

Гражданин

Гражданство

Конвенция

Практическая работа

3.

Система законодательства и источники права.

2

Комбинированный урок

Форма права

Кодификация

Систематизация

Собеседование

4.

Правоотношения.

10

Лекция

Юридический факт

Правомерность

Правоспособность

Дееспособность

Юридическое лицо

Эмансипация

Тест

5.

Право и человек.

4

Лекция

несовершеннолетний

Собеседование

6.

Право и государство.

6

Лекция

Государственный аппарат

Выборы

Собеседование

7.

Органы власти и их правовое регулирование.

4

Лекция

Ш.Л.Монтескье

собеседование

8.

Конституция.

2

Практикум

-

-

9.

Гражданское общество и правовое государство.

2

Лекция

-

Тест

10.

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

2

-

-

-

11.

Отрасли частного права.

16

Лекция

Гражданское

Уголовное

Семейное

Трудовое

Авторское

Наследственное

Экологическое

Тест

12.

Политический режим.

4

Лекция

Демократический режим

Авторитарный

Тоталитарный

Хунта

схема

13.

Формы государства в истории и современности.

4

Лекция

Унитарность

Федеративность

Джамахирия

Конфедерация

Сенегамбия

Таблица

Работа с картой

 

Итого

64

     

Резервные часы - 4 часа.

Список рекомендуемой литературы:

  1. *Володина С.И. Основы правовых знаний. В 3-х томах. М., 1999.
  2. Кутафин О.Е. Основы государства и права. М., 1995.
  3. *Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997.
  4. *Мушинский В.О. Основы правоведения. М., 2000.
  5. *Никитин А.Ф. Политика и право. М., 1997.
  6. Правоведение. Под. ред. Боголюбова С.А. М., 1999.

* отмечена литература для школьников.

Программа по курсу " Философия"
(36 часов).

Преамбула: философия- это наука о наиболее общих, всеохватных, не знающих исключения законах человеческого бытия. Философский взгляд на мир наиболее пацифистский, далекий от радикализма и насилия. Философия- это постановка и нахождение ответов на актуальные проблемы, незнание или игнорирование которых было бы безумием.

Гуманизация образования предполагает включение некоторых тем из курса философии в курс школьного обществознания, это, хотя и является несомненным плюсом, но в целом не решает проблему.

Целью изучения философии является создание у учащихся философской картины мира на основе изучения базовых философских ценностей и используя авторитетные идеи и учения древности и современности.

Предполагаю, что в конце изучения курса у учащихся возникнет теоретико-методологическая основа для формирования философского мировоззрения.

Основной метод-беседа.

Тема

Количество часов

Форма урока

Новая лексика

Форма проверки знаний учащихся

1.

Вводный урок. Предъявление новой лексики и литературы.

2

Беседа

Истина красота добро польза

Собеседование

2.

Ориентация философии.

2

Беседа

Мораль практика методология

Собеседование

3.

Логика философии.

2

Практикум

Логический квадрат

Решение парадигм

4.

Античная философия. Натурфилософия.

4

Беседа

Атомисты софисты парадокс Пифагор гармония эйдос

Эссе

5.

Средневековая философия.

4

Беседа

Эсхатология символизм теоцентризм

Эссе

6.

Теодицея. Философский смысл заповедей Христа.

2

Беседа

Теодицея апокалипсис

Практикум

7.

Антропоцентризм- философия Нового времени.

4

Беседа

Гуманизм пантеизм утопия

Собеседование

8.

Контрольная работа

2

-

все

-

9.

Европейская философия просвещения.

4

Беседа

Гносеология М.А.Вольтер

И.Кант

Собеседование

10

Европейская философия XX века.

2

Лекция

Теория научных революций

Техноцентризм

верификация

Собеседование

11

Русская философия.

4

Лекция

Космизм

Соборность

Почвенничество

Единство

София

четверица

Собеседование

12

Восточная философия.

3

Лекция

Дао-логос

Собеседование

13

Итоговая контрольная работа

1

Тест

все

-

 

Итого

36

     

Рекомендуемая литература:

  1. *Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997.
  2. *Гуревич А.Я. Человек. М., 1997.
  3. История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996.
  4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.
  5. *Мир философии школьнику. М., 1999.
  6. Спиркин В.В. Философия. М., 1999.

* отмечена литература для учащихся.

Программа по предмету История Российской цивилизации
(36 часов)

Преамбула: История - это человек во времени. Это жизнь человека, которая закончилась и больше не повторится.

Гуманитаризация образования предполагает включение в учебный план дисциплин, связанных с изучением предметов, ставящих своей целью рассмотрение вопросов повседневности человеческой жизни. В последнее время произошел переход от марксистской методологии истории к рассмотрению истории не только больших групп населения, но и истории повседневности, истории и быта отдельно взятой личности и народа.

Целью изучения курса являются:

  1. Рассмотрение вопросов российской цивилизации в соответствии с программой вступительных экзаменов вузов.
  2. Изучение истории российской цивилизации на стыке с экономикой, географией, философией, культурологией.
  3. Освоение теоретико-метологической основы курса.

Предполагаю, что в конце изучения курса учащиеся освоят изучаемый материал в пределах проверочного теста. Программа включает период до 18 века. Предполагается продолжение изучения предмета в следующем году.

Основной метод-беседа.

Тема

Количество часов

Форма урока

Новая лексика

Форма проверки знаний учащихся

1.

Вводный урок. Предъявление новой лексики и литературы.

2

Беседа

История, цивилизация, личность, историческое время, осевое время

Собеседование

2.

Основные концепции изучения истории

2

Беседа

Марксизм, цивилиография, Тойнби, теория-вызова-и-ответа

Собеседование

3.

Начальная история славянства

2

Практикум

ПВЛ, гунны, скифы, сарматы, россомоны

Работа с текстом летописи

4.

Русь и соседи. Начало МТИ.

4

Беседа

Раздробленность, монголы. Кочевой этнос, иго

Эссе

5.

Монголы и Русь, Западная агрессия

4

Беседа

Ливонский и Тевтонский ордены, крестоносцы

Работа с картой

6.

Московская Русь. Складывание единого русского государства

2

Беседа

Иван Калита, Юрий Долгорукий

Собеседование

7.

Московская Русь Иван IV

4

Беседа

Опричнина

Собеседование

8.

Контрольная работа

2

-

все

-

9.

Смутное время на Руси. Последние Рюриковичи

4

Беседа

Смута

Собеседование

10

Воцарение династии Романовых. Первые Романовы.

2

Лекция

карта

Собеседование

11

Россия при Петре I

4

Лекция

Европеизация, вестернизация

Собеседование

12

Крестьянские войны в России

3

Лекция

Бунт, война, карта крестьянских войн, классовая сущность крестьянских требований

Собеседование

13

Итоговая контрольная работа

1

Тест

все

-

 

Итого

36

     

Рекомендуемая литература:

  1. Брандт В. Россия и мир. М., 1998.
  2. Радугин А.А. История Российской цивилизации. М., 2002.
  3. Зуев М.И. Отечественная история. Пособие для абитуриентов. Н., 2002.
  4. Сочинения Карамзина Н.М., Костомарова Н.М., Соловьева В.С., Ключевского В.О. многотомные издания
  5. * Ишимова Н.С. История России в рассказах для детей. М., препринт. Изд. 1999.

* отмечена литература для учащихся.

Вопросы для обсуждения

  1. В суд обратился гражданин А. В исковом заявлении он указал, что его бывшая жена после развода переехала на постоянное место жительства в Чехию, не оставив никакой информации о месте проживания их совместного сына (9 лет), тем самым она препятствует общению отца и ребенка. Как поступит суд?

  2. Гражданка А. Вышла замуж за гражданина Г., через год родился сын Н.. Вскоре Г. стал употреблять алкоголь и наркотики, перестал заботиться о жене и ребенке, семья фактически распалась, мать с сыном были вынуждены переехать к родителям матери из-за постоянных ссор, угроз, побоев и тяжелой психологической обстановки. Отец стал представлять опасность для ребенка, он создавал пожароопасные ситуации, оказывал на него моральное и физическое воздействие, угрожал похитить его. После развода супругов суд запретил гражданину Г. общаться с сыном, так как имели место случаи жестокого обращения с ребенком, которые привели к травме и нервному расстройству у Н. Вскоре А. Снова вышла замуж. Ее второй муж К. предложил усыновить Н., но родной отец отказался дать свое согласие, хотя фактически утратил отцовские функции. А. Обратилась в суд. Как поступит суд?

  3. Гражданка А. Вышла замуж за гражданина С. и переехала жить к нему в его 2-х комнатную квартиру. В браке родилась дочь. Через 5 лет А. и С. расторгли брак. Так как раздел квартиры был невозможен, бывшие супруги договорились, что С. оставляет своей бывшей семье квартиру, но А. Отказывается от алиментов. Вскоре дочь тяжело заболела и А. обратилась к бывшему мужу, отцу девочки, за материальной помощью, но он отказался от алиментов, напомнив о соглашении, которое они заключили при разводе. Гражданка А. Обратилась в суд. Какое решение должен принять суд?

  4. Супруги В. и А. После свадьбы вселились в квартиру, подаренную им родителями А. За период пребывания в браке они приобрели автомобиль, гараж, дачу, погреб, домашнюю обстановку, электроприборы, технику: Кроме того, муж получил по наследству пианино. При разводе между супругами возник спор. Муж требовал большую часть имущества, ссылаясь на то, что его зарплата была в два раза больше, чем у жены, которая из 5 лет брака 2 года находилась в отпуске по уходу за ребенком. Как решить спор по закону?

  5. После смерти Виноградова за оформлением наследственных прав обратились : его жена, сын, дочь, родители, брат-инвалид, проживавший с ним совместно, а также сын Виноградова от первого брака, усыновленный его отчимом с согласия родного отца. Кто из них имеет право на наследство?

  6. Гражданина Б. С детства воспитывала мать и бабушка с дедушкой со стороны матери. Отца Б. Не знал и никогда не видел. Дома о нем не упоминали. Когда Б. исполнилось 12 лет мать, вышла замуж, отчим заботился о ребенке как о родном сыне, дал ему хорошее образование, воспитание, достойное обеспечение, у них сложились добрые семейные взаимоотношения, но об усыновлении вопрос не поднимался. В возрасте 34 лет Б., ставший преуспевающим бизнесменом, был вызван в суд. Судья сообщил ему, что некий К. требует суд назначить в его пользу алименты за счет Б., так как является его родным отцом, а в данный момент имеет ряд заболеваний, требующих дорогостоящего лечения. Мать Б. Подтвердила, что К. действительно родной отец Б., хотя не видела его более 30 лет. Будут ли взысканы алименты с Б. В пользу его больного, нетрудоспособного отца?

  7. При постановке на воинский учет юношей, выяснилось, что гражданин А. 14 лет, уже в течение 2 лет не посещает школу, работает подсобным рабочим на стройке, редко бывает дома, бродяжничает, был несколько раз задержан органами милиции за мелкое хулиганство. Поскольку его родители были не в состоянии выплатить штраф, материальный ущерб возмещал дядя А. Родители А. ведут антиобщественный образ жизни, употребляют алкоголь, не имеют постоянной работы, не знают о месте нахождения своего сына. Органы опеки обратились в суд о лишении родительских прав и передаче А. В детски дом. Какое решение примет суд?

  8. Находясь в гражданском браке с В. приобрел автомобиль и зарегистрировал его на свое имя. Какие права имеет В. в отношении автомобиля?

  9. Гражданину А. 12 лет подарили на день рождения охотничье ружье. Должны ли родители ограничивать распоряжение А. Его имуществом? Не нарушают ли они имущественные права ?

  10. Гражданин М. 9 лет постоянно проживает с бабушкой и дедушкой, его мать умерла, а отец лишен родительских прав. Его дядя завещал ему пакет акций предприятия, который ежегодно приносит владельцу доход 90 тысяч долларов. Кто должен распоряжаться имуществом М?

  11. Гражданка Т. оказалась забрать из родильного дома своего новорожденного сына, были оформлены все необходимые юридические документы. Ребенок попал в дом малютки, и через месяц был усыновлен семьей Д. Через год Т. решила забрать ребенка из дома малютки, но директор отказался предоставлять информацию о судьбе ребенка. Т. обратилась в суд. Как должен поступить суд?

  12. В. и Н. Решили заключить брак, но ЗАГС отказался принять заявление под предлогом отсутствия у В. медицинского обследования и прописки Н. В другом городе. Правомерны ли действия работника ЗАГСА?

  13. Несовершеннолетняя А. ждет ребенка, ее родители не дают своего согласия на брак с отцом ребенка, они заявили, что не станут принимать участие в воспитании ребенка и предложили А. оставить ребенка в родильном доме. Может ли А. выйти замуж без согласия родителей, какие права имеет несовершеннолетняя мать? Могут ли родители А. заставить ее отказаться от ребенка?

Курс разработан Палей Н.В.


E-mail/


Летопись БЭШ

Организация экономического образования

Наши друзья

Фанклуб МЭКОМ

Тесты, задания, конкурсы

Приколы и творчество юных экономистов

Фотоальбом