Начала экономики Сибириада Кладезь премудростей Что нового?

Организация экономического образования

Элективные курсы в социально-экономическом профиле

В соответствии с одобренной Минобразования России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах будет осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных.

Что такое элективные курсы?

Это курсы, обучение на которых, учащийся выбрал для себя сам. Но в отличие от факультативов, если выбор сделан, то их посещение становится для него обязательным.

В Письме N 8 14-51-277/13 от 13.11.2003 Министерства образования Российской Федерации сказано, что именно "общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем. Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения".
Из чего следует исходить школе, разрабатывая и внедряя элективный компонент профильного обучения? Из тех функций и задач, которые стоят перед элективными курсами. Выделяются следующие типы элективов:

1 тип - курсы повышенного обучения профильного предмета. Они являются "надстройкой" профильных курсов и должны обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный олимпиадный уровень изучения того или иного учебного предмета.

2 тип - курсы, осуществляющие межпредметные связи. Их задача - обеспечить возможность изучения смежных учебных предметов на профильном уровне. Примером подобных курсов для социально-экономического профиля могут служить курсы "Экономической истории" или "Информатики в экономике"

3 тип - курсы повышенного обучения базового предмета. Они помогут школьнику, изучить базовый предмет своего профиля на повышенном уровне другого профиля. Например, изучение базового для социально-экономического профиля предмета "Информатика и ИКТ" на уровне информационно-технологического профиля.

4 тип - курсы профессиональной направленности. Они ориентированы на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Страховое дело", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.

5 тип - курсы внепредметной или надпредметной направленности, которая выходит за рамки традиционных школьных предметов и распространяется на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".

При этом Концепция модернизации образования ставит перед элективами задачу формирования у учащихся умений и способов решения практических задач, продолжение профориентационной работы, изучение возможностей и способов реализации выбранного ими жизненного пути и т.п.

В Письме Министерства образования "Элективные курсы" отмечается, что вводя элективные курсы, школам необходимо разработать, не только содержание программ курсов, но и всю методическую систему обучения этим курсам в целом. "Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением
новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.) станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам"

Экономическая школа г. Бердска вот уже более 10 лет занимается преподаванием социально-экономического профиля учащимся старших классов. За это время преподавателями и методистами школы было разработано и внедрено значительное количество курсов-элективов практически всех типов. Мы надеемся, что опыт наших сотрудников будет полезен всем тем, кто занимается внедрением социально-экономического профиля в общеобразовательные школы.


E-mail/


Летопись БЭШ

Организация экономического образования

Наши друзья

Фанклуб МЭКОМ

Тесты, задания, конкурсы

Приколы и творчество юных экономистов

Фотоальбом